Ваш новый альбом «Родной» тоже вдохновлен архаикой и мифологией?
Super Sanya: Думаю, да. По сути, это и есть наш стиль, но мне кажется, «Родной» — более певческий, легкий , свободный и менее патетично-философский по сравнению с первыми альбомами. Но темы все те же, конечно.
Ваше творчество проникнуто народным духом. Почему вас не видно на днях города и прочих официальных торжествах?
Super Sanya: Мы иногда выступаем, если нас зовут. Например, выступали на «Николином дне» в Коломенском — это был хороший фестиваль. Но я с тобой согласен: когда происходит благостный движ, надо «Всигме» звать, конечно.
Kotzi Brown: У нас возрастное ограничение 0+.
Super Sanya: При этом авангард и хипхопчик — все остается.
Кто участвовал в создании альбома в плане звука и битов?
Super Sanya: Мы записали «Родной» на студии Powerhouse с Александром Басианом, а мастеринг делали у Паши Никольского на его студии «Синий лес». На альбоме используется инструментал трех композиторов: Sher Adishi, Рохана из Сургута и DZA. Это большое свершение, и я считаю, что «Всигме» переходит на новый для себя уровень. Мне кажется, «Родной» — наш самый сильный альбом.
Арчанга: Самый длинный.
Kotzi Brown: Самый разнообразный и новаторский в плане музыки.
Super Sanya: В этом альбоме проявилось много музыкальности. Он и авангардный, и новаторский, и с традицией, поэтому мы делимся им с приятным ощущением. Очень надеемся, чтобы люди впустят его в свои сердца.
Вы чувствуете пересечение аудитории «Всигме» и «Копов в огне»?
Super Sanya: Чувствуем, конечно. Многих из тех, кто следит за нашим творчеством, мы видим на «Копах» и на выступлениях «Всигме».
Я читал отзывы о «Копах», меня позабавил такой: «Как они могли в новой версии "Копов в огне" не отразить ментовской беспредел». Подумал: действительно, почему? А потом понял, что «Копы в огне» разворачиваются в пространстве мифа, где неуместна актуальная повестка.
Super Sanya: Очевидно, что «Копы» — это миф, который не имеет отношения к повседневной реальности. У нас не было задачи актуализировать реальность «Копов», мы об этом даже не думали. Там действительно есть глубина, мифологическая проблема: потеря любимой, самопожертвование, готовность дойти до конца, чувство долга, мужская дхарма — и в этом отношении «Копы» гораздо глубже. Почему мы не вспомнили про каких-то современных персонажей или не отразили ментовской беспредел — он что, только образовался что ли? Нет задачи отображать реальность, есть задача создать свой миф — он получился, и слава богу.
«Копы» — архетипы, платоновская идея, к которой должны стремиться реальные копы?
Super Sanya: Да, это эйдос копов — тех, кто стремится к самой сути, справедливости, милосердию, чистоте и аскетизму.
Меня впечатлило соло на бас-гитаре в финале.
Super Sanya: Да, в программу вошли живые музыканты. Котзи Браун, вспомни всех поименно.
Kotzi Brown: Артем Баскаков — один из самых видных молодых басистов в Москве, Миша Фотченков — тоже один из выдающихся молодых московских барабанщиков и Никола Мельников, не нуждающийся в представлении. Его заменял иногда Оганес Авакян на клавишах — молодой электронщик, хороший музыкант.
Super Sanya: Ну а за битами мы вернулись к DZA. Плюс живая инструментовка сверху и живые музыканты, заполнявшие сцены, где нет треков, и нагонявшие саспенс. Все одновременно и по-новому, и по-старому.
Музыканты и поэты — проводники высших смыслов?
Super Sanya: Да, в том числе.
Меня заинтересовало твое рассуждение из другого интервью, что сейчас все становится «дивидуальным» в противовес «индивидуальному».
Super Sanya: Это связано с твоим вопросом про природу творчества: творец обращается к неким высшим смыслам. «Дивидуальное» означает, что человек понимается шире, как какой-то атом общества, как существо с душой и разумом. Дивидуальный подход — способ посмотреть на него через призму божественного начала. Собственно, это и есть поэтическое начало — видеть в обыденном божественное, что отчасти мы и пытаемся донести.
Я правильно понимаю, что это может быть творческим методом?
Super Sanya: Конечно, да.
Но из беглого прослушивания радиоэфира ясно, что не все им пользуются.
Super Sanya: У каждого же свой творческий метод. Если ты стремишься отразить более тонкие смыслы, то здесь нужно уже настраиваться. А в случае с более тяжелыми смыслами творческий путь может быть любым.
Каким образом можно настроить себя на достижение этой вселенской информации?
Арчанга: Хороший вопрос.
Super Sanya: Надо получать знания. Знания — информация, которая сопряжена с истиной. Прежде всего нужно быть смиренным и понимать, что не знаешь многого. Это первый шажок: ты говоришь, что готов к новому знанию. А второе — найти мудреца на свой вкус и смиренно ему внимать. Мне кажется, так мы в свое время слушали Олега Торсунова, и родился альбом «Мера».
Арчанга: Знания — живая энергия. От отношения к этой энергии зависит получение знаний.
А что сейчас актуально из ваших театральных свершений?
Super Sanya: Я ставил в Московском оперном доме «Иоланту» Чайковского — суперактуальная тема. А недавно еще сделал спектакль под музыку Филипа Гласса — у него есть такая опера «Эхнатон». Потрясающе, что была возможность поработать с этой музыкой. Вау.
Один театральный режиссер рассказал мне, что после долгих перерывов актерам сложно налаживать контакт с залом.
Super Sanya: Не знаю, у нас все горели. Первый спектакль после режима самоизоляции был чудом. Более заряженных актеров на репетициях я не видел. Люди простаивали год, они хотели петь — это их дхарма, их долг выступать перед зрителями.
А у вас есть в мыслях поставить что-нибудь такое же масштабное как «Копы», но другое?
Kotzi Brown: Еще одни «Копы».
Super Sanya: «Копы в огне-3» уже написаны.
Это сиквел?
Super Sanya: Да, во второй части все переродились и нашли друг друга, а в третьей София беременна и ждет детей.
Это, судя по всему, тоже мифологический сюжет?
Super Sanya: Конечно. У нее должны родиться Вера, Надежда и Любовь. А Козульский весь в трепете. Там снова происходят не самые благостные вещи.
Kotzi Brown: Приходится выходить на тропу войны.
Super Sanya: Там есть мотив борьбы против чипирования. Хон Йун Чонг в каждую рисинку внедряет чип.
То есть в ваше мифотворчество просачивается повседневность?
Super Sanya: Надо уметь красиво сочетать мифотворчество и повседневность — в этом и есть хип-хоп.