Российская независимая музыка все больше обретает облик полноценной индустрии. Лейбл «Ствол», запущенный в апреле, стал важной вехой этого процесса. Основатели лейбла Дима Нова и Илья Гадаев, известные каждому по группе Cream Soda, рассказали SRSLY о целях и планах своего проекта, а их подопечные Lurmish и «Лучший друг» — как им живется на новом лейбле.
Дима, ты говорил в интервью, что у тебя есть мечта собрать близких вам по духу артистов и показать всему миру, на что вы способны. Является ли лейбл «Ствол» итогом этого желания?
Дима: Да, ты все правильно понял: собираем близких по духу людей и делаем то, чем можно было бы удивить, а, может быть, и нанести себя на карту музыкального мира. Надеюсь, у нас получится.
В чем кайф работы на лейбле «Ствол» с точки зрения артиста?
Дима: Во-первых, у нас с Ильей много опыта в разных сферах: в промо, в визуальной подаче артистов и проектов. Плюс у нас самих были трудности с поиском лейбла, поэтому мы очень хорошо понимаем, каково это. А во-вторых, мы создаем не коммерческую организацию, а прежде всего тусовку единомышленников. Мне кажется, люди понимают, что в такой творческой среде их потенциал в десять раз круче.
Вы будете вмешиваться в творческий процесс?
Илья: Мы можем дать какие-то советы: на что надо снять клип, какой трек должен быть фокус-треком на альбоме. В вопросах творчества можем просто высказать мнение.
Дима: Да, самое прекрасное для меня — чувство, что все развивается само по себе. И максимальное удовлетворение я испытаю, когда все заработает автономно, мы с Илюхой начнем просто наслаждаться процессом, тусить с остальными музыкантами, а другие артисты уже будут подтягивать новичков. Таким образом мы продлеваем свою юность и обеспечиваем себе славную страницу в истории российской музыки.
А какие у вас самих были сложности с поиском лейбла?
Илья: Когда мы сделали альбом «Красиво», не было площадки, где мы могли бы его выпустить. Но тогда появилась Masterskaya Ивана Дорна, и в целом нам это подходило. А до этого мы очень долго думали, как издать альбом, чтобы нас услышало как можно больше людей. Мне кажется, мейджоры в 2016–2017 годах еще не были столь открыты к таким музыкантам-новичкам.
Дима: Или музыкантам, которые неформатны. Мы с Ильей часто обсуждали, на кого мы похожи, с кем можем выпуститься — на ум приходил только Дорн. Современные лейблы тоже подчиняются форматам: «Жара» — это кальянный рэп, Up!Up!Up! Music — инди-рок, у Xuman Records тоже все понятно с форматом… Нет лейбла, который бы смотрел на музыку более широко. Хотя, в принципе, Masterskaya превращается в такой лейбл. Так что когда Дорн взял нас на борт, это был праздник для нас. Но мы не хотим повторять его модель, а планируем продвигать музыку еще и на Запад, так как считаем, что России есть что показать: есть классные артисты и уже первый релиз. Кстати, ты послушал?
Я послушал релиз группы «Лучший друг», это очень мощное высказывание, умная электроника.
Дима: Я тоже так считаю.
Насколько сейчас русский язык является препятствием для продвижения трека на Западе?
Дима: Мне кажется, ноль препятствий. Мы сейчас свободно слушаем музыку, например, на корейском языке. Все границы размываются.
А когда это было препятствием?
Дима: Когда была повальная мода на английский язык и все пытались на нем петь. То есть сравнительно до недавнего времени. Когда, Илюх, Tesla Boy были модные?
Илья: В 2012–2013 годах. Тогда все пытались выйти на мировой уровень.
Но я включаю музыкальный телеканал, и там играет достаточно однообразная полутанцевальная музыка преимущественно на английском.
Илья: Мне кажется, телевидение сейчас уже не так ориентировано на глобальную музыку, как, допустим, интернет.
Дима: Согласен.
Илья: Сейчас вообще супербум латинской музыки. Уже, кстати, не первый раз со времен Рики Мартина.
Дима: Я полностью с Илюхой согласен. Телевидение сегодня абсолютно не отражает реальность, и то, что сейчас крутится на телике, — это просто сборник топ-чартов со стриминга.
Просто любопытно, зачем столько людей парятся над дорогостоящим процессом, который никому не нужен?
Дима: Он не то что никому не нужен — там же до сих пор работает монетизация с помощью рекламы, то есть все еще крутятся очень большие деньги. Мне кажется, из-за этого телевидение продолжает функционировать.
Я вспоминаю про телевизор, потому что во многом своим успехом группа Cream Soda обязана видеоконтенту.
Дима: Но этот видеоконтент стал успешным через интернет, а не через телевидение. Телевидение подключается к успеху, а не лежит в его основе, поэтому мы опять же упираемся в то, что сейчас все передовое творчество в интернете. Телик уже, как и радио, носит имиджевый характер.
Вы намерены участвовать в создании видео артистов лейбла «Ствол» и применять к ним ту же модель?
Дима: Мы уже сняли клип к первому релизу — фокус-треку «Лучшего друга». Собственно, планируем применять эту модель, а если каналы будут брать видео в эфир — это просто неплохой бонус для нас.
Как распределяются роли при производстве видео?
Дима: Мы выступаем в качестве связующего звена между артистами и режиссерами. Режиссером этого видео выступил Вадим Селезнев, который снимал нам некоторые клипы. И он взял на себя роль продюсера, собрал съемочную команду — так все и организовали.
Я понял, что финансовая составляющая для вас не первостепенная, но какова ваша коммерческая стратегия?
Дима: Мы рассчитываем, что первый год, два, может быть, три лейбл будет хотя бы окупать себя, выходить в ноль. Потом, думаю, дело получит развитие и пойдет финансовый фидбэк. Мы настроены на баланс коммерции и искусства.
Основные статьи доходов — это стриминг и концерты?
Дима: Стриминг и концерты, все верно.
Илья: И мерч. Но не просто футболки и значки, а что-то более ценное и оригинальное.
Дима: Да, оригинальное. Мы развиваем эту культуру, а не подключаемся к ней.
Илья: Есть идея делать only vinyl релизы. Может быть, в будущем что-то будем делать c NFT, нам интересна эта сфера, возможность «потрогать» музыку вживую. Нам пришла пластинка группы «ЛАУД» со стикерами — в этом есть какой-то праздник, когда ты открываешь посылку, а там еще что-то помимо диска.
Есть какие-то стилистические рамки, в которых артисты вам интересны?
Дима: Абсолютно нет рамок, просто музыка должна быть крутой и аутентичной.
Сама группа Cream Sodа выпускается на лейбле «Ствол»?
Дима: Конечно, мы будем делать релизы на «Стволе», но с каким-то другим звуком, наверное. Пока мы с Илюхой обсуждаем, что это будет.
Под таким же названием?
Дима: Да-да-да, под тем же названием.
Илья: Я думаю, это будет некий эксперимент: неожиданные для нас вещи, может, даже какие-то рок-песни.
Это связано с ностальгией по вашей юности, когда вы любили рок?
Илья: Да нет, просто мы слушаем очень много всего, не связанного с поп- или хаус-музыкой. Поэтому всегда хотим попробовать себя в чем-то новом.
К независимым лейблам рано или поздно приходят мейджоры и предлагают их поглотить.
Дима: Я вот думал об этом в связи с покупкой Zhara Music и запуском российского подразделения Atlantic Records. Мне кажется, мы бы не стали продавать этот лейбл по одной простой причине: если ты продаешь релизы — значит, у тебя есть работа. А вливание больших денег не всегда способствует культурному развитию.
Илья: Но все зависит от условий. Можно внедриться, обзавестись поддержкой со стороны большого лейбла, но продолжать вести себя по-своему. Мне кажется, такое возможно, только это будет уже не покупка, а сотрудничество.
Дима: Так называемое соинвестирование.
Илья: Но пока, мне кажется, это нереально.
Вы рассуждаете как довольно квалифицированные специалисты в финансовой и правовой стороне вопроса. Вы занимались их изучением?
Дима: Все пришло с опытом. Конечно, нам просто необходимо было в это погрузиться, чтобы узнать все стороны музыкального рынка: договоры, отчисления… Из-за того, что долгое время у нас не было менеджера, приходилось разбираться с этим самим. С приходом в нашу жизнь менеджмента и большого лейбла мы еще больше погрузились в процесс и узнали много интересного.
У вас были ситуации, которые вас чему-то научили? Маленькими буквами что-то не прочли в конце контракта — и потом тыдыщ?
Илья: Слава богу, не было ошибок, на которых мы научились. Нас никто не на@#ал, как нам кажется. Мы, наверное, самые дотошные в отношении договоров. Помню, когда впервые получили договор, то целый месяц его штудировали, изучали виды авторских прав, заставляли юристов объяснять нам нюансы.
Дима: Но мы поучились на чужих ошибках. Были ситуации, когда группа становилась популярной, имя принадлежало лейблу, и по контракту надо было еще записать несколько альбомов, а сотрудничать с ним коллектив уже не хотел. Поэтому когда Warner Bros. предложил нам пятилетний контракт, мы отказались. Потом они предложили трехлетний, но в итоге мы договорились продлевать контракт каждый год. Обосновали это тем, что если нам комфортно работать друг с другом, то и не надо беспокоиться: будем сотрудничать хоть десять лет. И они пошли нам навстречу, мы им очень благодарны.
А что у Cream Soda выйдет в этом году?
Илья: Будем стрелять синглами — и впереди еще три-четыре трека. Сейчас выпустили «Меланхолию» с ремиксами от LIPELIS. Решили не делать альбом, поскольку процесс занимает очень много времени, а мы хотели бы в этом году уделить внимание сторонним активностям — в том числе и «Стволу».
Дима: У нас уже есть план до конца года: релизы, клипы, активности и прочее.
Как вы оцениваете: много ли России артистов, которым требуется ваша поддержка?
Илья: Сейчас самое благоприятное время для музыки в России, и глупо этим не пользоваться. К тому же мы встречали русских людей, которые пишут очень хорошую музыку, но их труд не оплачивается, они не становятся известными. Порой очень обидно, что люди вкладываются и ничего не получают в ответ. То же самое было, по сути, и с нами в какой-то момент.
Дима: Чувствуется, что сейчас индустрия продажи музыки в интернете в России растет чуть ли не с каждым днем. Поэтому нам стоит стать частью этой истории, и у нас есть все ресурсы, чтобы посодействовать популяризации стриминговых площадок, популяризации покупки музыки в России. Эта индустрия уже давно нуждалась в структурировании: люди должны понимать, для чего они это делают, и быть уверенными в том, что их не на@#ывают. После прихода мейджор-лейблов открывается очень много инди-лейблов, каким мы и являемся на данный момент. Я чувствую, что индустрия поднимается, и нам стоит большему количеству людей из мира независимой музыки донести это.
Вы сменили лейбл Up! Up! Up! Music, где у вас уже был релиз, на «Ствол». Почему?
Карина: Потому что нам больше подходит видение команды «Ствола», чем то, как работает Up! Up! Up! Music. Со «Стволом» у нас много общего и в сфере творчества, и в сфере коммерческих аспектов работы. Время покажет, но мы уверены, что все будет круто.
В каком состоянии ваш новый альбом, который выйдет на «Стволе»?
Карина: Альбом готов, там будет восемь песен. Мы сейчас на стадии мастеринга и подготовки промоматериалов, визуальной части. Есть уже обложка, целых два варианта — основной пока не выбрали.
Обложку вы, наверное, делаете сами? Ведь у вас художественный бэкграунд.
Карина: Бэкграунд есть у Арсения, и мы уже давно работаем в команде с нашим фотографом Никитой Мышкиным. А сейчас сделали, наверное, самую сложную нашу работу: 3D-графика, я — в образе мифического существа. Для этого мы ничего не арендовали, обходились только собственными силами и снимали дома, на фоне белой стены. Никита приходил к нам, и мы на компьютере лепили воду, хвост…
Арсений: Я там еще жабры лепил.
Карина: Рисовал мне уши как у рептилии.
Полная самодеятельность. А дома у вас и студия, и фотостудия?
Карина: Мы вообще раньше жили на кухне. У нас тоже тут была и студия, и фотостудия — просто отодвигали диван, и на фоне белой стены снимались. Тут же писали музыку, записывали демки.
В вашем творчестве чувствуются фолк-мотивы. На ум приходит в первую очередь Лиза Ханниган.
Карина: Дэмиена Райса тоже часто называют фолк-музыкантом, но я не слышу откровенных фолк-мотивов. Может быть, я просто не настолько знакома с ирландским фольклором, чтобы распознать, но для меня это скорее авторская песня.
Арсений: Лиза Ханниган, конечно, ближе к фолку.
Что будет в поддержку релиза: видео или какие-нибудь специальные презентации?
Карина: Мы сейчас готовимся к съемке клипа. Вообще, готовим сразу много проектов, но песня «Сама себя» — одна из наших фаворитов на альбоме. Она максимально мистическая, сюрреалистичная, и клип будет такой же: про состояния сонного сумасшествия, ночного бреда.
Насколько вы связаны с музыкальной тусовкой Петербурга и чувствуете ли себя ее частью?
Карина: Лично я чувствую себя частью музыкальной тусовки очень сильно, но не именно петербургской. Ощущение, что у нас есть комьюнити, все дружат, — это так поддерживает. До знакомства с Cream Soda мы мало с кем были знакомы в Петербурге, хотя я начала заниматься музыкой и выступать в 13 лет. У меня было достаточно знакомств и друзей из индустрии, но сейчас это гораздо более ощутимо. Мне кажется, все дело в Диме Нове: у него есть способность собирать вокруг себя людей так, что все становятся как семья, и неважно в каком городе.
А как вы с ним подружились?
Карина: Мы впервые встретились с ним в Перми на фестивале, хотя до этого были знакомы, потому что друг Димы из Ярославля Олег Токмаков (режиссер, снявший Cream Soda несколько видео и нам — на песню «Момок») случайно нашел наши песни в подборке Apple Music и показал всем своим друзьям, в том числе и Диме, которому треки очень понравились. После этого Дима написал мне «ВКонтакте»: «Я твой фанат». В тот момент вообще не знала, кто такие Cream Soda, — это больше говорит о том, что я не особо за чем-то слежу. Потом в Перми на фестивале мы выступали вместе и проявили инициативу с обеих сторон, чтобы поддерживать общение.
А как он позвал вас на лейбл?
Карина: Вообще, мы хотели уходить с лейбла, на котором выпускались. Плюс Дима наслушался наших историй о работе и сказал: «Ребята, не делайте себе мозги, хватит этого всего в вашей жизни. Мы будем выпускаться и работать вместе».
Арсений: Хотелось согласиться просто потому, что мы очень хорошо дружим. Но это глупо, и мы думали над разными предложениями, в итоге сошлись на том, что тут играет роль даже не дружба или наше отношение к Диме, а то, что действительно мы сходимся во взглядах на работу.
Клип и альбом выйдут в один день?
Карина: Не знаю.
А кто решает такие вопросы? Руководство лейбла или вы?
Карина: Еще нет какой-то схемы. Но мы решили все согласовывать, потому что нам важно мнение ребят как профессионалов, которым мы доверяем.
Вы спокойны потому, что за вами стоят такие эксперты и крупные игроки нашей музыкальной сцены?
Карина: Нас больше успокаивает не статус ребят, а близкие доверительные отношения. Но и, конечно, внушает уверенность то, что ребята показывают свой профессионализм на собственном примере. Плюс когда тебя окружают успешные люди, ты лучше понимаешь, как становиться успешным.
Я читал, что ваш альбом концептуальный и отражает динамику отношений с женщинами.
Марк: Да, точнее этапы расставания.
У вас были настолько схожие этапы расставаний, что вы смогли их концептуализировать в целостную последовательность музыкальных композиций?
Марк: Скорее просто у нас обоих были достаточно печальные опыты от отношений, и мы свои чувства соединили в одно.
Как вы начали сотрудничать?
Марк: Мы друзья с детства, учились в одном классе в школе. Играли в рок-группе, концерты давали в столовой — в общем, весело было. А потом случился перерыв.
Рома: Разъехались. Марк в Москву уехал, а я в Ярике остался, а потом — наоборот.
Мы хотели как-то записать и издать то, что играли в группе. Когда Марк начал разбираться в программе Fruity Loops, стало возможным делать электронные треки. Cамый первый трек, который более или менее получился, — это Answering Machine, он на альбоме есть.
Весь альбом сделан во фрутике? И, наверное, многие инструменты скачаны с торрентов?
Рома: Конечно.
Марк: Мы же в Ярославле без работы сидим.
Рома: Денег на все не хватает, да и у меня до сих пор FL не лицензирована. Конечно, купим лицензионную, когда заработаем, отдадим дань. Так и сделаем, главное — честь и достоинство.
Вы обязаны этим релизом своему знакомству с Димой из Cream Soda?
Рома: Ну да. У нас банда: есть старшие, есть младшие. Мы вот — младшие — подросли и подготовили релиз, а ребята нам помогли во всем. У нас были сырые демки и более или менее доделанные, и мы хотели где-нибудь релизнуть их…
Марк: У ребят родилась мысль сделать свой лейбл, и мы договорились все свое там выпустить.
Рома: Да, я Диму спрашивал, кто может это взять, а он сказал: «Никуда не отсылайте, мы это выпустим, это что-то уникальное, крутое». Мы сами поверили в себя и никому больше не показывали.
Жизнь в таком маленьком, слегка депрессивном городе отражается на музыке?
Марк: Депрессивность на альбоме есть. Она пришла к нам со временем: когда начали понимать, что вокруг происходит.
Она с годами, видимо, только усиливаться будет.
Марк: Надеюсь, что нет. Мне хочется в светлое будущее, а не в психушку.
Читал на одном ярославском сайте яростное обсуждение фразы кого-то из Cream Soda, что в Ярославле люди очень пассивные и никто не хочет ничего делать со своей жизнью.
Марк: Это правда, да.
Рома: Я так не считаю. Просто люди, которые дорастают до какого-то потолка в нашем городе, выбирают уехать. В Москве или Питере получишь фидбэк намного больше. А в Ярославле остаются те, кому еще есть куда расти, либо представители субкультур, которые находят здесь свой отклик: вечеринки с караоке, например. Люди развивают караоке-бары, придумывают, как заманить туда больше посетителей, и увеличивают число кальянов до 30…
Марк: Представляешь, если бы они все в Москву уезжали: Москва стала бы столицей караоке.
Если честно, здесь уже хватает караоке. А какой самый нормальный бар в Ярославле, где музыка стильная и люди?
Рома: Такого нет.
То есть только специальные тематические вечеринки?
Марк: Ну да, промоутеры бар арендуют, закрывают вход своим фейсконтролем, берут на себя всю организацию, чтобы звук был качественный — и хозяева не должны вмешиваться.
Но если вы самые модные чуваки в Ярославле и делаете там вечеринки со своим крутым звуком…
Рома: Мы не самые модные.
Но все равно очень актуальные. Почему у вас обоих истории расставания с девушкой? Наоборот, к вам должны они липнуть.
Марк: Да потому что липнут не те. Сердцу не прикажешь.
Рома: Тем более когда мы влюблялись или были в отношениях, то еще были не так развиты. Потом уже начали уделять больше времени музыке, чем женщинам, и тогда поменялось все.
А чем вы еще параллельно занимаетесь помимо музыки — в каких-то вузах учитесь?
(Смех.)
Рома: Я учился в политехе, но решил, что инженерное образование — это не мое, и выбрал ресторанный бизнес. Захотел быть барменом, переехал из Ярославля в Москву, жил у брата, спал на раскладушке и полгода работал в баре «Дюран». Там и всякие Элджеи выступали и даже Big Russian Boss. Последний, кстати, меня очень удивил, потому что я не знал, что он что-то поет и что у него рэп какой-то есть.
Есть что-то общее между созданием музыки и миксованием коктейлей?
Рома: Ничего общего. Музыка — это совершенно другое, лучшее, что есть в этом мире. То, что тебя заряжает, дает тебе много эмоций, помогает жить.