Небольшой ликбез: капелла Медичи aka мемориальная часовня рода Медичи при флорентийской церкви Сан-Лоренцо была возведена в начале XVI века. Уже к 1595 году, то есть спустя шесть-семь десятков лет после окончания работы, в отчетах начали появляться описания пятен и потускнений. Естественно, над тем, чтобы вернуть памятник к прежнему виду, работали реставраторы, но очистить удалось не все. Специалистка Даниэла Манна сказала, что проблемы начались после погребения герцога и по совместительству главы Флорентийской республики Алессандро Медичи. Его останки (заранее просим прощения за подробности) были захоронены неправильно. Из-за этого мрамор подвергался деформации. В ноябре 2019 года ситуацию решили исправить. После локдауна реставраторы начали очищать капеллу, пожалуй, самым необычным способом из когда-либо описанных — при помощи бактерий.
Одна из самых масштабных и, так сказать, традиционных реставраций была проведена в 1988 году. Тогда были очищены стены, испорченные влажностью и отпечатками рук посетителей, были «реанимированы» статуи. И вся капелла вроде бы вернулась к первозданному виду, за исключением саркофага Лоренцо ди Пьеро. По данным издания The New York Times, «натравить» на него бактерий решили после одной конференции. Тогда другие специалисты продемонстрировали, как микроорганизмы справились с пятнами на мраморе в римской галерее Карраччи. Способ оказался действенным, и местные реставраторы решили его испробовать.
Специалисты разработали «план». При помощи инфракрасной спектроскопии они выявили различные органические остатки на скульптурах и гробницах. Затем они опробовали несколько видов бактерий на других культурных памятниках — посмотрели, как те справляются с загрязнениями. Оказалось, весьма сносно. Бактерии совершенно безопасны для людей и скульптур. Питаясь фосфатами, клеем и маслом, они качественно очищают памятники. Для работы над капеллой была выбрана бактерия под названием Serratia ficaria SH7. При помощи специальных приборов на поверхность памятника нанесли особый гель, и это сработало.
Пока одно произведение Микеланджело пытались вернуть к прежнему виду, другое — приобщали к современным тенденциям. Галерея Уффици выставила на продажу картину «Мадонна Дони» в виде NFT. Так как это единственное сохранившееся станковое произведение Микеланджело, спрос на него был ого-го. В итоге работу продали на аукционе за 140 тысяч евро. Владелицей цифрового шедевра стала некая жительница Рима. Она приобрела картину в подарок своему мужу, известному коллекционеру.