В индустриальном здании с панорамными окнами в Трубниковском переулке, которое модернизировало архитектурное бюро Atrium, расположился новый дом знаменитого московского фонда Ruarts. Уже больше семнадцати лет там занимаются развитием современного искусства в России, поддержкой стрит-арта и молодых художников. И если раньше Ruarts располагался только в скромном здании в районе Остоженки, то теперь у него появилось еще одно помещение, но гораздо внушительнее: в Трубниковском переулке можно выставлять богатую коллекцию, которая состоит из лучших образцов искусства послевоенного периода и современного российского арта. Хозяйка галереи, коллекционер и меценат Марианна Сардарова вместе с главным куратором и арт-директором Катрин Борисов планируют раз в полгода обновлять экспозицию, но обязательно концептуально, чтобы все работало в одной связке. Даже сам интерьер, в котором представлено искусство Ruarts, выстроен со смыслом.
Катрин Борисов, арт-директор Фонда Ruarts: «Видите, как выглядит наша экспозиция: в качестве оформления мы используем грубые материалы: фанеру, картон, крафт. А зеркала подчеркивают этот рабочий процесс, расширяют пространство, его можно рассмотреть с разных углов. Мы же переехали в новый дом, а это, выходит, такой символ нашего переезда. Как будто мы только что открыли коробки с нашим собранием и вытащили первые изюминки коллекции».
Работа нового пространства началась с символичной выставки под названием «Мягкая родина», где представлены главные хайлайты собрания. Марианна Сардарова и Катрин Борисов представили знаковые и хорошо известные работы российских и советских художников, которые рассуждают на темы взаимодействия с государством, общественным пространством и собственной идентичностью. Три этажа — три раздела — три преломления. В первом зале художники рассуждают про государство, его границы и давление. Выше расположились те работы, в которых поднимаются гендерные проблемы, телесность и эротизм. А на четвертом этаже — собрание классиков и исторические параллели.
Катрин Борисов: «Наверняка художники закладывали что-то другое, свои смыслы, но это же частная коллекция, а мы как кураторы имеем право выстраивать собственную концепцию. В данном случае мы смотрим на эту тему иронично. Это же мягкая родина, поэтому у нас представлен мягкий, я бы даже сказала женский взгляд на острые проблемы. Это выставка про расширение сознания, психоделический трип про жизнь и взаимоотношения с системой, настоящая феерия. Мы пытаемся максимально расширить сознание зрителя. Не заостряем, а смягчаем. Добавляем женское понимание, привносим сочувственное внимание. Мы за то, чтобы люди немного вырвались из собственной зашоренности и внутренних границ при просмотре».
Тон выставке задало знаменитое вышитое полотно художника Дмитрия Цветкова, которое так и называется «Мягкая родина». Оно красуется прямо на входе, на цокольном этаже, органично взаимодействует с лестницей, ведущей на выставку, так что пропустить при всем желании не получится. Вот это и есть очень яркий символ выставочного проекта. Карта России из шерсти, синтепона и жемчуга. Вместо регионов — подушки, что выражает тот самый аккуратный и деликатный подход к теме. Но цвет, как и положено, учитывая историю страны, — красный. Работа была сшита до 2014 года, поэтому Крыма на этой карте вы не найдете. И никакой политики в этом нет.
В первой части экспозиции, которая про родину, оппозицию государственного и частного, взаимодействие человека с системой, вы точно не пройдете мимо сюрреалистических пейзажей современных художников. Здесь перед вами предстает узнаваемая российская действительность. Глаз обязательно зацепится за перевернутые тоталитарные высотки Дмитрия Венкова, бюст «Наше все» Маяны Нысыбулловой, где образ Пушкина скрещивается с образом президента (эта работа симптоматично была приобретена во время пандемии), фирменную инсталляцию Алексея Луки, напоминающую до боли знакомые русскому человеку то ли ржавые гаражи, то ли подъезды, то ли бытовки, «Дом 15» (тоже ржавый) Рината Волигамси.
Абсурдное и ироническое начало выставки выражает работа «Небесный Кремль» Сергея Ануфриева, в котором такие знакомые атрибуты советской и российской жизни, как колючая проволока и электрические столбы, обретают новую коннотацию на фоне калифорнийского пейзажа и ласточек. Вот такой интеллектуальный ребус и провокация от художника, предпочитающего разговор на серьезные темы с улыбкой, и заинтересовал кураторов. Получается кислотный и взрывоопасный микс, который смело можно назвать «Страх и ненависть в Кремле».
На этаже, посвященном границам собственного тела и сопутствующим метаморфозам, рассказано про фобии и фантазии, связанные с изменчивым представлением об идентичности, гендере и самоопределении. Здесь мы уже увидим много болезненных линий, излома, уязвимости и стыда на фоне твердых предметов. Художники рассуждают про трансформации, что-то подвижное, про то, что все время течет и видоизменяется.
Так, на картине Сергея Борисова революционная женщина с обнаженной грудью оборачивается в колючую проволоку. А вот три раздетых молодых человека на полотне Евгения Медведева-Ма, в позах которых видится унижение и дискомфорт.
«Возможно, перед нами призывники на медкомиссии в военкомате, которые вот таким образом столкнулись впервые с системой. Их тело ощущает это унижение на себе», — рассказывает о своем впечатлении от работы Катрин Борисов.
Висят здесь и безусловные хиты — фирменный женский образ Владислава Мамышева-Монро, корсет от Данилы Полякова и фигуры Олега Кулика, который собаку съел на теме телесности.
Четвертый этаж полностью отдан на откуп классикам и шедеврам. Здесь представлены crème de la crème из художников-нонконформистов, представителей андерграунда, от шестидесятников до 90-х. Эти имена уже вошли в золотой фонд нашей страны — Петр Беленок, Дмитрий Краснопевцев, Игорь Вулох, Михаил Шварцман, Эдуард Штейнберг, Леонид Пурыгин, Леонид Соков, Тимур Новиков и другие.
Объединяет все этажи выставки тотальная инсталляция «Вечные ценности» от музыкального арт-тандема из Москвы Михаила Мясоедова и Глеба Глонти. Они перебрали всю коллекцию Ruarts и представили ее в особой визуальной и аудиоформе. Получилось эффектное и громкое воплощение замыслов коллектива.