, Образ жизни — 3 апреля 2020, 15:30

Как голые тела в инстаграме влияют на восприятие себя

Текст:
Алина Бавина,
главный редактор
Примерно половина (судя по данным statista.com. — Прим. SRSLY) пользователей инстаграма — женщины. Некоторые из них подписаны не только на друзей и знакомых, но и на моделей, а это значит, что идеальные тела и лица мелькают в ленте каждый день. Зачем подписываются на тех, для кого внешность — это способ заработка, почему так нравится на них смотреть и насколько это безопасно для психики людей, которые далеки от фэшн-индустрии? Рассказывает Ольга Китаина, основательница сервиса по подбору психологов Alter.

Миф о красоте

Наши представления о красоте обусловлены культурным и социальным контекстом. Например, идеальный образ женщины в западной культуре не совпадает с представлениями о привлекательной внешности в Африке. Да и в разные эпохи в почете были разные тела и лица. 

Однако в последнее время мы чаще слышим о стремлении соответствовать именно европейским стандартам красоты. Самый популярный вид пластических операций в азиатских странах (по данным исследования Beauty in Asia: Attitude Toward Cosmetic Surgery, опубликованного на сайте gmo-research.com. — Прим. SRSLY) — блефаропластика, которая помогает убрать нависшее веко и увеличить размер глаз. Еще выяснилось, что афроамериканки с более светлым тоном кожи и прямыми волосами воспринимаются как более привлекательные (статья Beauty and Body Image Concerns Among African American College Women опубликована на сайте Национальной медицинской библиотеки США ncbi.nlm.nih.gov. со ссылками на исследования. — Прим. SRSLY).


Стремление соответствовать идеалам кажется логичным. Психологи и социологи говорят о распространенном когнитивном искажении — «стереотипе физической привлекательности». Из-за этого стереотипа всем кажется, что более привлекательные люди умнее и приятнее остальных. 

В обществе до сих пор существуют вот такие гендерные стереотипы: мужчина должен быть успешным и умным, а удел женщины — красота. Последние стараются выглядеть привлекательно, чтобы понравиться первым: чем красивее, тем выгоднее с генетической точки зрения. Инстаграм считывает и популяризирует этот тренд: фотографии с полуобнаженными конвенционально красивыми телами и лицами набирают много лайков. 

Но правда в том, что идеалы красоты меняются быстрее, чем мы эволюционируем. Да и если уж на то пошло, говорить о каких-то «идеалах» не совсем верно: все-таки все люди красивые.

Куда приводят мечты

На кого ориентироваться в стремлении быть самой красивой? Некоторые женщины в качестве ролевой модели выбирают... буквально, моделей. Подписываются на них в инстаграме, каждый день смотрят на их идеальные тела и воспринимают это как мотивацию отложить в сторону бутерброд и пойти побегать на беговой дорожке.

Маркетологи уверяют нас, что секс и красивые тела уже не «продают». Это справедливо относительно всего, кроме индустрии красоты — в рекламе белья, одежды и косметики мы до сих пор чаще всего видим образы «идеальных женщин» с плоскими животами, стройными ногами и упругими ягодицами. Покупка вещей, ассоциирующихся с идеалом, приносит временное облегчение. Но за ним всегда следует разочарование и фрустрация: «Я все равно не соответствую».

Фото: Pexels

Нынешние модели в среднем весят на 23% меньше, чем обычные женщины, а еще 20 лет назад разница составляла не более 8% (об этом писали многие, в том числе и норвежский философ Ларс Свендсен в книге «Философия моды». — Прим. SRSLY). В США только 5% женщин (статья The Impact of Body Image Advertising опубликована на сайте thebalancecareers.com. — Прим. SRSLY) считает, что их облик соответствует тому, что они видят в рекламе, а 69% девушек отмечает, что модели на страницах журналов сыграли значительную роль в формировании их представлений о красивом теле (статья Exposure to the mass media and weight concerns among girls опубликована на сайте Национальной медицинской библиотеки США ncbi.nlm.nih.gov. — Прим. SRSLY). При этом у женщин восприятие собственного тела и удовлетворенность им чаще формируется через социальные сети и образы на экранах телевизоров, чем у мужчин (статья Social media is affecting the way we view our bodies — and it's not good опубликована на сайте today.com. — Прим. SRSLY). И в целом, как мы уже писали выше, к мужчинам подобные требования общество предъявляет куда реже.

По данным 2019 года (данные взяты из статьи Worldwide prevalence of eating disorders increased since 2000, опубликованной на сайте medicalxpress.com. — Прим. SRSLY), 19,4% женщин страдает от расстройств пищевого поведения, в числе которых анорексия (официальной статистики заболеваний анорексией в России до сих пор нет. — Прим. SRSLY). Цифры говорят о том, что наше восприятие красоты сместилось в сторону более худых тел, и стремление соответствовать идеалам приводит к реальным заболеваниям. 

Инстаграм и образ тела

Популярная блогер Маша Арзамасова, известная в инстаграме под ником «Маша, давай!», много говорит о бодипозитиве и принятии себя. Маша пишет, что именно благодаря инстаграму узнала о том, что у нее, оказывается, есть лишний вес. В реальной жизни ее размер M никогда не подвергался критике и не считался чем-то неприемлемым. По всей видимости, часть аудитории не готова принимать людей, чья внешность отличается от образа популярных инстаграм-моделей. Бывает, что женщины plus-size сталкиваются в интернете с открытой агрессией. При этом plus-size считается любой размер больше XS. 


Согласно исследованию платформы для инфлюенсеров inzpire.me, 47% инфлюенсеров считает, что их работа негативно повлияла на психологическое состояние, а 32% — что у них ухудшилось отношение к телу.

Влияние инстаграма на образ тела касается не только инфлюенсеров. Обычные девушки, которые фолловят моделей и знаменитостей, со временем могут начать считать себя менее привлекательными (исследование The effects of active social media engagement with peers on body image in young women опубликовано на сайте sciencedirect.com. — Прим. SRSLY). Это связано с тем, что они сравнивают свою внешность с картинкой (которая на самом деле редко соответствует действительности).

Наше поведение и репрезентация в соцсетях также влияют на образ тела и состояние в целом. В исследовании, проведенном в 2018 году (оно называется "Selfie" harm: Effects on mood and body image in young women и опубликовано на сайте Национальной медицинской библиотеки США ncbi.nlm.nih.gov. — Прим. SRSLY), принимали участие девушки студенческого возраста. Их разделили на три группы: первую группу попросили сделать и выложить селфи без фильтров и ретуши, вторую — выложить отредактированное селфи, а третья группа не делала ничего из этого. В конце эксперимента у всех участниц измерили уровень тревоги и расспросили их об отношении к своему телу. Все, кто выкладывал селфи, чувствовали себя менее привлекательными и уверенными в себе (даже если им разрешили отредактировать фотографию).

«Посмотри на нее, потом на себя»

Некоторые женщины сохраняют подборки красивых тел из инстаграма и ставят их на экран телефона. Если спросить, зачем они это делают, ответом будет: «Это моя мотивация. Хочу стать такой же». Но в действительности мало кто «становится такой же» — и дело тут не в отсутствии силы воли. Если мы постоянно ругаем себя, говорим себе, что делаем недостаточно для достижения цели, это может негативно сказаться на уровне мотивации в долгосрочной перспективе.


Необходимо четко понимать, какое влияние на нас оказывают соцсети. Будьте внимательны к тому, на кого вы подписываетесь. Если после просмотра определенных аккаунтов вы испытываете дискомфорт и обвиняете себя — возможно, лучше просто отписаться. Это поможет разграничить свои личные мысли и убеждения с тем, что навязывается извне. Человек с правильным восприятием собственного тела не будет морить себя голодом и «убиваться» в спортзале.

К соцсетям важно относиться осознанно и разумно. Наполняйте ленту важными и «ресурсными» вещами: например, историями ваших близких и друзей. Смотреть на реальных людей, поддерживать друг друга, быть честными — это помогает не чувствовать себя одиноко в мире идеальных. Ограничьте время, которое вы проводите в соцсетях, ведь на самом деле у вас нет необходимости постоянно листать чужие профили и проверять лайки. И не сравнивайте себя с «идеальными» картинками — это не ведет ни к росту самооценки, ни к реальным достижениям.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Бизнес — 20:54, 25 февраля 2021
Падали и поднимались. Рейтинг блогеров SRSLY за месяц
Музыка — 25 февраля, 20:54
Волшебные забрала. Борис Барабанов о тайне и мечте Daft Punk
Новости, Новости — 25 февраля, 20:05
Pixar и Disney показали первый тизер мультфильма «Лука»
Новости, Новости — 25 февраля, 14:08
Александр Гудков разбудил фанатку и сходил на занятие по аквааэробике в ютьюб-шоу «Утренняя звезда»
Что делать, если ты не знаешь, что делать? Рассказываем, как найти работу мечты
Новости, Новости — 25 февраля, 13:20
У Оли Шелби вышел тикток-бэнгер «Ля какая»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 25 февраля, 09:45
Коллекцию винтажной одежды Maison Margiela продадут на аукционе
Новости, Новости — 24 февраля, 23:32
Билли Айлиш проведет лайв-концерт в честь выхода документалки «Билли Айлиш: слегка размытый мир»
Кино — 24 февраля, 19:38
Божья земля. Гид по фестивалю «Из Венеции в Москву»
Новости, Новости — 17 февраля, 12:36
Водители такси появились в Tinder и дарят промокоды на поездки
Новости, Новости — 9 февраля, 14:23
Фэшн-фотограф Джон Ранкин протестировал камеру Galaxy S21 Ultra
Новости, Новости — 5 февраля, 12:56
Итс э мэтч: в России начались продажи новых флагманов Samsung
Новости, Новости — 24 февраля, 17:39
50 Cent спродюсирует для Netflix сериал о себе самом
Герои — 24 февраля, 16:02
О Харви Вайнштейне, современном Голливуде и буме стримингов. Интервью с продюсером Джеком Лечнером
Новости, Новости — 24 февраля, 11:21
WWD и Parsons запускают онлайн-курс. Он посвящен модному бизнесу
Новости, Новости — 24 февраля, 10:34
Аргентинский дизайнер продал коллекцию цифровой мебели за 450 тысяч долларов
Новости, Новости — 24 февраля, 08:56
GONE.Fludd рассказал в подкасте Джарахова о творческом кризисе и значении слова «чуитс»
Кино — 23 февраля, 18:40
Сотри меня обратно. Рецензия на фильм «Необратимость. Полная Инверсия»
Новости, Новости — 23 февраля, 11:58
Владелец TikTok основал игровую компанию Nuverse Games
Образ жизни — 23 февраля, 10:57
Милохин и Шип, молодой Филч и снег как пармезан. Новенькое в тиктоке
Новости, Новости — 23 февраля, 10:27
Новое место в Москве: ресторан Maze на Триумфальной площади
Новости, Новости — 23 февраля, 00:07
Эрика Кикнадзе снялась в кампании Jacquemus
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 22 февраля, 21:14
Прототип кроссовок Louis Vuitton I (Red) от Вирджила Абло выставили на аукцион
Новости, Новости — 22 февраля, 19:22
Daft Punk распались
Новости, Новости — 22 февраля, 18:51
Tyler, The Creator написал песню для рекламы Coca-Cola
Музыка — 22 февраля, 15:12
Новое в музыке за неделю: Slava Marlow, Mahalia, GONE.Fludd и Alfie Templeman
Новости, Новости — 22 февраля, 13:55
HBO показал тизер главных премьер 2021-го
Кино — 22 февраля, 13:03
Сериалы недели: «За час до рассвета», «Племена Европы», «В ее глазах», «Ради всего человечества» и другие
Новости, Новости — 22 февраля, 12:31
Игрок запустил Minecraft внутри Minecraft внутри Minecraft внутри Minecraft. И это не монтаж
Новости, Новости — 21 февраля, 16:06
Белла Порч записала тикток под «Ты горишь как огонь» Slava Marlow
Новости, Новости — 21 февраля, 14:59
У Reebok коллаборация с Collina Strada. Коллекция называется Call Mom
Это грех
(1 сезон)
6.1
Черная молния
(4 сезон)
7.6
Люпен
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
Никто
Пацаны
(3 сезон)
Хэппи-энд
(1 сезон)
Джетлаг
(1 сезон)