Обзоры, Музыка — 28 октября 2020, 20:36

5 новых книг о музыке. Борис Барабанов о «Линиях шрамов» Энтони Кидиса, «Сердце из стекла» Дебби Харри и других

Борис Барабанов
Журналист, продюсер
Спасти Цоя, собрать RHCP и помириться с Киркоровым. Борис Барабанов читает новые книги о музыке.

Александр Долгов — «Спасти Цоя» («Бомбора») 

Альтернативная история — один из любимых жанров литераторов и кинематографистов, а когда речь заходит о безвременно ушедших музыкантах, фантазия разыгрывается на полную катушку. В прошлом году на экраны вышел не слишком удачный фильм Дэнни Бойла Yesterday о мире без The Beatles. В ближайшие месяцы состоится премьера ленты о дожившем до наших дней Майке Науменко с Николаем Фоменко в главной роли. Активно идут разговоры то ли о фильме, то ли о сериале «Цой жив». В этом смысле петербургский автор, бывший главред журнала Fuzz Александр Долгов — классик жанра. В 2010 году он выпустил книгу о выжившем лидере «Кино» — «Цой. Черный квадрат». Три года назад из под его пера вышел «Рижский клуб любителей хронопортации». А теперь оказалось, что «Клуб» — первая часть большого романа «Спасти Цоя», который в свою очередь должен стать основой одноименной видеоигры. 

Нет сомнений в том, что сейчас самый удачный момент для выпуска очередной неслучившейся биографии Виктора. Все жарче разгораются баталии вокруг фильма Алексея Учителя «Цой», который должен выйти на экраны в ноябре. Параллельно музыканты группы «Кино» под руководством сына Цоя Александра оттачивают мемориальную концертную программу. Вниманием книга явно не будет обойдена. 


Дебби Харри — «Сердце из стекла» («Манн, Иванов и Фербер»)       

В России оперативно выпущена автобиография 75-летней вокалистки группы Blondie Деборы Харри. Правда, при переводе название Face It («Смотри в лицо») сменилось на «Сердце из стекла» (Heart Of Glass). Это название одного из главных хитов Blondie, и оно, конечно, ближе русскому читателю, однако в целом нельзя сказать, что у группы в России такой уж высокий статус, а Дебби Харри — народная любимица. Так что выпуск книги — настоящий издательский подвиг. Но даже и для англоязычного рынка это было большое событие. Во-первых, потому что в книге описана огромная и важная эпоха современной культуры — 1970–1990-е, от панка до хип-хопа. 

Во-вторых, описана она от лица женщины, и не просто певицы, а самой желанной певицы своего поколения. В природе существует не так много рок-биографий, написанных дамами, да еще так лихо — с гастрольными байками, чередующимися с любовными историями и наркотическими откровениями. Где еще встретишь исповедь женщины, которая начала курить после 60-ти? И наконец, в-третьих, книга оформлена удивительными иллюстрациями — редкими фото и фан-артом, то есть образами, созданными фанатами Blondie. 


Энтони Кидис — «Линии шрамов» («ЭКСМО-АСТ») 

Автобиография лидера группы Red Hot Chili Peppers Энтони Кидиса «Линии шрамов» (Scar Tissue) возглавила список бестселлеров газеты The New York Times сразу после своего выхода в 2004 году. Кидис взял новую для музыкальных мемуаров планку откровенности, и в книгах, которые его коллеги выпускали после Scar Tissue, уже гораздо больше внимания уделялось всевозможным порокам и зависимостям. Треть, если не половина книги Кидиса посвящена его детству и юности, а когда вам уже кажется, что это слишком и пора бы поговорить о хитах и рок-н-ролле, музыкант очень доходчиво объясняет, что без одного не было бы другого. Отдельное удовольствие — донжуанский список Кидиса. Парень, в 11 лет оказавшийся в постели Шер, прожил жизнь, насыщенную сексуальными впечатлениями. 

Среди прочего вам будет интересно узнать, что песни Give It Away не было бы без Нины Хаген, а I Could Have Lied — без Шинейд О’Коннор. Жаль только, что исторический визит Red Hot Chili Peppers в Россию в 1999 году оставил в памяти Кидиса негативные впечатления. Все, чем запомнилась ему Москва, — это «тяжелое облако сталинской серьезности».  


Владимир Полупанов — «Артисты тяжелого поведения» («Вездец») 

Бессменный музыкальный обозреватель газеты «Аргументы и факты» начинал свою карьеру еще во времена «Акул пера» — одной из самых популярных и влиятельных программ на российском ТВ 1990-х. За 25 лет у Владимира Полупанова накопилось воспоминаний не на один том. В первой его книге главное место занимают войны. Автор воюет с Филиппом Киркоровым и кабаре-дуэтом «Академия», а продюсер Владимир Киселев — с продюсером Игорем Крутым. 

Последняя история в воспоминаниях Полупанова описана подробнее, чем где-либо: автор находился в многолетних дружеских отношениях с обоими героями скандала и имел возможность детально изложить точку зрения каждой из сторон. Величественная и абсурдная кода книжки — огромный разговор с Сергеем Курехиным. Для понимания курехинского феномена текст имеет первостепенную важность. 


Алексей Коблов — «Моя оборона» («ЭКСМО-АСТ») 

Для героя андеграунда Егор Летов — персонаж, описанный довольно подробно, причем не только в книгах и лонгридах, но и в документальном кино. На очереди — игровое, и первой ласточкой, вероятно, будет грядущий фильм о Янке Дягилевой, история которой без лидера «Гражданской обороны» непредставима. Большая часть официально опубликованных воспоминаний о Летове принадлежат перу его преданных фанатов и людей, находившихся внутри группы или внутри мифа о группе. Журналист Алексей Коблов — не исключение. На первых же страницах своего труда он объявляет Летова «национальным достоянием», ссылаясь на некую «прессу». Хотя, например, журналист Артемий Троицкий называл его «позером, мизантропом, параноиком и малоприятным типом» и признавался, что в панк-роке отдает предпочтение «Сектору Газа». 

Тем не менее текст Коблова написан исходя из того, что на Летова может быть только один взгляд — как на безусловную рок-икону. Из текста же фанаты вряд ли узнают что-то новое, чего нет, скажем, в «Википедии». В книжке есть довольно ценный иллюстративный и архивный материал, хотя, например, черновики Летова ранее также выходили отдельным изданием.   


Фото: Global Look Press
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 23:32, 24 февраля 2021
О Харви Вайнштейне, современном Голливуде и буме стримингов. Интервью с продюсером Джеком Лечнером
Новости, Новости — 24 февраля, 23:32
Билли Айлиш проведет лайв-концерт в честь выхода документалки «Билли Айлиш: слегка размытый мир»
Кино — 24 февраля, 19:38
Божья земля. Гид по фестивалю «Из Венеции в Москву»
Новости, Новости — 24 февраля, 17:39
50 Cent спродюсирует для Netflix сериал о себе самом
Что делать, если ты не знаешь, что делать? Рассказываем, как найти работу мечты
Новости, Новости — 24 февраля, 11:21
WWD и Parsons запускают онлайн-курс. Он посвящен модному бизнесу
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 24 февраля, 10:34
Аргентинский дизайнер продал коллекцию цифровой мебели за 450 тысяч долларов
Новости, Новости — 24 февраля, 08:56
GONE.Fludd рассказал в подкасте Джарахова о творческом кризисе и значении слова «чуитс»
Кино — 23 февраля, 18:40
Сотри меня обратно. Рецензия на фильм «Необратимость. Полная Инверсия»
Новости, Новости — 17 февраля, 12:36
Водители такси появились в Tinder и дарят промокоды на поездки
Новости, Новости — 9 февраля, 14:23
Фэшн-фотограф Джон Ранкин протестировал камеру Galaxy S21 Ultra
Новости, Новости — 5 февраля, 12:56
Итс э мэтч: в России начались продажи новых флагманов Samsung
Новости, Новости — 23 февраля, 11:58
Владелец TikTok основал игровую компанию Nuverse Games
Образ жизни — 23 февраля, 10:57
Милохин и Шип, молодой Филч и снег как пармезан. Новенькое в тиктоке
Новости, Новости — 23 февраля, 10:27
Новое место в Москве: ресторан Maze на Триумфальной площади
Новости, Новости — 23 февраля, 00:07
Эрика Кикнадзе снялась в кампании Jacquemus
Новости, Новости — 22 февраля, 21:14
Прототип кроссовок Louis Vuitton I (Red) от Вирджила Абло выставили на аукцион
Новости, Новости — 22 февраля, 19:22
Daft Punk распались
Новости, Новости — 22 февраля, 18:51
Tyler, The Creator написал песню для рекламы Coca-Cola
Музыка — 22 февраля, 15:12
Новое в музыке за неделю: Slava Marlow, Mahalia, GONE.Fludd и Alfie Templeman
Новости, Новости — 22 февраля, 13:55
HBO показал тизер главных премьер 2021-го
Кино — 22 февраля, 13:03
Сериалы недели: «За час до рассвета», «Племена Европы», «В ее глазах», «Ради всего человечества» и другие
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 22 февраля, 12:31
Игрок запустил Minecraft внутри Minecraft внутри Minecraft внутри Minecraft. И это не монтаж
Новости, Новости — 21 февраля, 16:06
Белла Порч записала тикток под «Ты горишь как огонь» Slava Marlow
Новости, Новости — 21 февраля, 14:59
У Reebok коллаборация с Collina Strada. Коллекция называется Call Mom
Новости, Новости — 21 февраля, 11:00
Американский блогер MrBeast обвинил Влада Бумагу в плагиате
Образ жизни — 20 февраля, 19:28
Беседы с Дукалис, токсичность и споры про моду: самые популярные комнаты в Clubhouse
Новости, Новости — 20 февраля, 19:01
О сериале «Внутри Лапенко» снимут документалку
Кино — 20 февраля, 18:03
Что там в кино: «Мьюзик», «Наш отец», «Мавританец»
Новости, Новости — 20 февраля, 15:15
В мультфильме «Душа» могла прозвучать песня Аллы Пугачевой
Новости, Новости — 20 февраля, 12:21
Гифку с котом из игры Nyan Cat выставили на аукцион
Это грех
(1 сезон)
6.1
Черная молния
(4 сезон)
7.6
Люпен
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
Никто
Пацаны
(3 сезон)
Хэппи-энд
(1 сезон)
Джетлаг
(1 сезон)