18+

Лето’85

Été 85
Дата выхода
15 октября 2020 года
Страна
Франция, Бельгия
Жанр
драма
Режиссёр
Франсуа Озон
Продолжительность
1 ч 40 мин
6
В ролях
Феликс Лефевр
Алекс
Бенжамен Вуазен
Давид
Валерия Бруни-Тедески
мама Давида
Мельвиль Пупо
господин Лефевр, преподаватель Алеса
Филиппина Вельж
Кейт
Смотреть весь список
1
Рейтинг
6 /10Рейтинг кинокритиков
10 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Список кинокритиков
Галерея
11
О Фильме
Ускользнувшая любовь
Читать
Цитаты
Все цитаты
Описание
Ускользнувшая любовь

Под палящим нормандским солнцем, в зените летних каникул, 16-летий Алекс загорает на яхте. Он юн и прекрасен, а жизнь уже подкидывает сложные дилеммы: то ли продолжать учебу, то ли, по настоянию отца, найти работу и взяться на ум. Но это где-то на периферии сознания, а пока — томление сердца и предчувствие чего-то большого. Тучи резко сгущаются, корабль терпит катастрофу, и вот Алекс уже барахтается на волнах рядом с перевернутой яхтой. На горизонте вовремя появляется Давид. Харизматичный и обаятельный, он не только спасает героя, но и приводит его в свой дом, дает сухую одежду, назначает свидание на вечер, зовет работать в лавку своего отца и полностью монополизирует свободное время Алекса. Но Алекс и не сопротивляется. А может, это любовь?

Роман «Станцуй на моей могиле» британца Эйдена Чамберса Франсуа Озон прочитал в возрасте семнадцати лет и сразу решил, что его первый полнометражный фильм будет экранизацией этого произведения. Но, наверное, книге необходимо было превратиться в артефакт времени, а Озону отстраниться — от текста и от своей молодости. «Лето’85» — сплав из романа и юношеских ощущений самого режиссера, эго-фикшн, снятый как будто для самого себя, для молодого кинолюбителя, каким Озон был в восьмидесятые. А как еще могла сложиться история о том, что ничего не проходит бесследно?

С одной стороны, «Лето’85» — сборная солянка из элементов авторского стиля Озона: тут и гомосексуальность, и переодевания, и обнаженные молодые тела, и отточенные жанровые приемы, и обращение к прошлому. Но, невзирая на увесистый чек-лист, фильм с трудом вписывается в и так довольно пеструю фильмографию режиссера. Возможно, потому что эта ретроэлегия таит сверхличное переживание Озона. Оно смывает шероховатости, нивелирует легкую повествовательную тряску. В конце концов, нарратив здесь — обслуживающая инстанция для большого чувства, которое нельзя вербализовать. Можно только записать на бумаге, как это делает Алекс, или зафиксировать на пленке, как это делает Озон.

Со всем [пандемическим] опытом, что мы все пережили, фильм приобретает совершенно другой смысл. Но я не знал, что случится Covid-19, когда снимал его.
Франсуа Озон, режиссер

Все очевидные референсы (Гуаданьино, Долан и прочие адепты гомоэротической эстетики) на самом деле находятся в совсем другом координатном поле. Квир-аспект Озон практически не проблематизирует — его история любви довольна универсальна. Внутренняя динамика «Лета’85» простирается за рамки мелодраматических идиллий и попыток авторской самоидентификации. А всплывающая в сознании ромеровская «Летняя сказка», несмотря на схожие пляжные мизансцены, цветовые акценты и лучистый взгляд Мельвиля Пупо, оказывается лишь компонентом той атмосферы, которая в итоге пройдет через мясорубку трагизма. «Лето’85» — вообще большая обманка. В фильме жанровые конструкции проступают как мотивы подросткового переживания. Например, детективная линия, которая через флешфорварды обрамляет первую часть, работает как машина по созданию саспенса. Но нависшее ощущение рока, декламируемая уже в самом начале смерть Давида и тайна, которая этой смерти сопутствует, преломляют сюжетные конструкции в единое чувство необратимости. Любовь есть предисловие разлуки.

Четкими пунктирными линиями «Лето’85» обозначает траекторию пути классической лав стори — встреча, страсть, расставание. Но в фокусе Озона — не солнечный удар, переживаемый возлюбленными, а безжалостные последствия любви. И пиротехническое свойство первого и большого чувства проживает один Алекс. Они с Давидом — две притянувшиеся противоположности. Сцена с надеванием наушников — оммаж культовому подростковому фильму восьмидесятых «Бум» — один из ключевых эпизодов «Лета 85». Он — прямая иллюстрация фундаментального парадокса отношений героев. Давид и Алекс танцуют вместе, но под разную музыку.

Их главная точка соприкосновения — смерть. Для Алекса это что-то, находящееся вне опыта, но занимающее мысли. Смерти он посвящает свои литературные экзерсисы, о ней пытается заговорить с Давидом. Для последнего смерть — практически осязаемая категория, по крайней мере такой он пытается ее сделать. Герой тяжело пережил кончину отца и теперь, осознав свою смертность, не разменивается на страх и сомнение, а рьяно выезжает на встречку на своем мотоцикле и многозначительно достает из кармана расческу, напоминающую складной ножик. Смерти Давид сопротивляется чувством, которое вечностью не обременено, его недекламируемый жизненный принцип — пресловутое carpe diem.  

Но второго закона термодинамики никто не отменял. Давид оказывается двуличным любовником: находит себе новую подружку, и для них с Алексом наступает время прощания. И, чтобы увенчать это прощание флером тотального конца, случай хоронит Давида в автокатастрофе. Все заканчивается — и первая любовь в том числе. Не повторяется такое никогда: но это неповторяющееся надо закопать в землю и сплясать на его могиле. Вот Озон и станцевал. Танец его, может, и небезупречный и даже где-то чересчур наивный, но точно живительный.

Фильм «Лето’85» вошел в программу 73-го Каннского кинофестиваля, несостоявшегося из-за пандемии.


Лето85 — Русский трейлер (2020)
Феликс Лефевр
Алекс
Бенжамен Вуазен
Давид
Валерия Бруни-Тедески
мама Давида
Мельвиль Пупо
господин Лефевр, преподаватель Алеса
Филиппина Вельж
Кейт
Изабель Нанти
мама Алекса
Антон Фомочкин
Ксения Ильина
Анна Стрельчук
Зинаида Пронченко
Дмитрий Барченков
Алексей Филиппов
Алиса Таежная
Анастасия Гладильщикова
Анна Сотникова
Наталья Серебрякова
Евгений Ткачев
Всеволод Коршунов
Юлия Шагельман
Наиля Гольман
Максим Заговора
Татьяна Алешичева
Вера Аленушкина
Егор Москвитин
Meduza, Esquire
Доктор Преображенский
(1 сезон)
Город на холме
(2 сезон)
Эмили в Париже
(2 сезон)
8
Ход королевы
(1 сезон)
Псих
(1 сезон)
Дом с прислугой
(2 сезон)
6
Отыграть назад
(1 сезон)
Ведьмак
(2 сезон)
Читайте также
Новости — 15:43, 3 ноября
Профессия — дизайнер. В чем ее плюсы, какие есть направления и где поучиться Читать
Бизнес — 17:26, 30 ноября
Как стать российским Уорреном Баффетом: объясняем на пальцах и голливудских фильмах про биржу Читать
Новости — 22:25, 30 ноября
Обучение как открытие себя. Почему стоит заниматься саморазвитием Читать
Новости — 09:59, 5 декабря
В Spotify создали антиплагиат для музыки. Он работает при помощи искусственного интеллекта Читать
Новости — 23:00, 4 декабря
Снуп Догг запостил видео под трек Fendi Рахима Абрамова Читать
Хочу ещё