Несмотря на успех первого сезона «Мастера», его создатели Азиз Ансари и Алан Янг явно не спешили с написанием продолжения — «межсезонье» затянулось на целых два года. Янг говорил в одном из интервью о том, что они хотели создать нечто принципиально новое, что представлялось сложной задачей, ведь первый сезон был действительно хорош. Да, он играл на том же поле, что и другие стендап-сериалы с их прихотливой, джазовой структурой и непредсказуемостью, но играл по-особенному, с ему одному свойственным сочетанием искренности и иронии. «У Дева есть вопросы» — сообщал слоган первого сезона. И главный герой с подкупающей честностью пытался на них ответить (прежде всего самому себе). Так что же там со вторым сезоном?
У меня возникали мысли о расовых проблемах. Но могу сказать точно, это не было для меня самым важным. Меня никогда не волновало, о чем подумают или не подумают белые люди. Я просто старался совершать поступки, на мой взгляд, хорошие, и надеялся, что людям это понравится независимо от их расы, пола или чего-то еще.
Мы встречаем Дева спустя всего пару месяцев после того, как он расстался с Рэйчел — главным романтическим интересом первого сезона, и отправился в итальянскую Модену, чтобы научиться лепить пасту у архетипично ворчливой, но при этом милой итальянской старушки (то есть чтобы стать мастером хоть в чем-то). И главный герой по-прежнему задает вопросы, только теперь на ломаном итальянском. Вообще Модена, будто застывшая во времени, идеально подходит для зализывания ран и здорово рифмуется с состоянием Дева — время в некотором смысле остановилось и для него. Первый эпизод, открывающий второй сезон, снят в черно-белой гамме и начинается с красноречивого крупного плана стопки дисков с фильмами у кровати главного героя — здесь вся итальянская классика: от Антониони до Де Сики. Оммажи и параллели разной степени уместности раскиданы по всему сезону, а уже упомянутый первый эпизод вполне можно было бы назвать «Похитителями телефонов».
«Мастер» по-прежнему напоминает серию коротких метров, объединенных одними персонажами, причем отменных коротких метров, которым самое место в программах «Санденса» и «Канн» — эпизоды «Ночь», «Первое свидание» и «Нью-Йорк, я люблю тебя» прекрасны сами по себе вне контекста истории. И надо сказать, что при этом сама история стала более четкой — все благодаря Франческе, внучке той самой итальянской бабушки, которая учит Дева готовить пасту. Девушка приезжает в Нью-Йорк со своим женихом — мануфактурщиком Пино, который всю красоту мира низвел до куска ткани цвета black galaxy, встречается с Девом и… да, они влюбляются друг в друга. О Франческе, которую играет Алессандра Мастронарди, хочется говорить много и даже посвятить ей отдельную рецензию, но прямо сейчас скажу только, что она восхитительно прекрасна и что она привносит в жизнь главного героя смысл, которого ему так недоставало. Любовная линия полна параллелей и реминисценций с «Приключением» Антониони, которые удивительным образом не кажутся неуместными, и именно она связывает сезон.
Мы не хотели повторяться, стараясь быть более амбициозными, более смелыми и оставаясь столь же, если не более, интересными, чем в первом сезоне. Он рассказывал о парне, который не знает, чего хочет, а в продолжении речь идет о парне, который не может получить то, чего желает.
«Мастер» полон таких обычных историй — историй дружбы, расставаний, любви, которые, однако, только напоминают о том, что каждая такая история особенная. Ансари и Янгу удается балансировать на грани драмы, бади-муви, романтической и авторской комедии и одновременно напоминать о лучших образцах Трюффо, Аллена, Баумбаха и даже Уинтерботтома. И все эти оммажи и поклоны в сторону мастеров лишены всякой постмодернистской претенциозности и элемента игры. Это не просто жесты или бездумное копирование, Ансари и Янг органично вписали их в историю, сделали частью персонажей.
«Мастер не на все руки» — чудесная, смешная и тонкая авторская комедия, которая не боится быть сентиментальной, а иногда ироничной. Возможно, это лучшее, что случалось с Netflix за его недолгую историю.
Перед съемками второго сезона Азиз Ансари прожил в Италии несколько месяцев, осваивая язык и учась делать пасту.
Истории неудачных онлайн-свиданий из 4-й серии вдохновлены личным опытом сценаристов.