


Фильм начинается с того, что молодой летчик-курсант теряет сознание прямо во время учебного полета: другой истребитель, на котором, возможно, находится его брат-близнец, попал в аварию. «Брат во всем» — это история об Андрее и Мите (дебютанты в кино, дипломированные артисты театра кукол Сергей и Николай Журавлевы), которые с самого рождения не расстаются друг с другом. Все происходящее в жизни одного разделяет и второй, все радости и трудности братья всегда переживают вместе и скорее напоминают одного человека, а не двух с разной судьбой. Но рано или поздно всем приходится взрослеть, отрываться от привычной опоры и идти своим путем, а неразделимость близнецов мешает каждому из них жить отдельной жизнью и двигаться к мечте — покорению неба. Перед Андреем и Митей назревает выбор: любовь к ближнему или собственные цели.
Мы решили отталкиваться от эстетики 8 миллиметров. Мы все равно снимали на цифру, это не полная стилизация, но зернистость кадра по ходу фильма варьируется, где-то зерно «закипает» — в важных, напряженных сценах, где-то оно слабее.
«Брат во всем» — это фильм Александра Золотухина, который вырос в Запорожье в семье военного летчика и учился в северокавказской мастерской Александра Сокурова («Одинокий голос человека», «Фауст», «Спаси и сохрани»). Это вторая кинокартина режиссера: ранее он снял «Мальчика русского», где в центре сюжета также были молодые мужчины. Премьера «Брата во всем» состоялась на 72-м Берлинском кинофестивале в программе Encounters.
Сцены фильма снимались на действующем аэродроме, и, по словам режиссера, разрешение на съемки получить было очень сложно — команда до последнего момента не знала, будет ли их запрос одобрен или придется искать другие варианты. «Мы снимали на том самом аэродроме, где в свое время мой отец учился летать. Этот фильм для меня, кроме всего прочего, личное исследование — понять профессию отца через эти места, его самого, когда он был молодым, в каких обстоятельствах, почему сам захотел стать летчиком», — рассказывает Александр Золотухин. Сложности были и с другими деталями фильма: военная форма курсантов, например, не продается, поэтому продюсер фильма направлял официальный запрос в Министерство обороны, за которым последовало несколько раундов переговоров, а затем уже и помощь с арендой формы.
В разработке визуального решения мы опирались на традиции классической живописи, художники ведь очень свободно обращаются с форматами, а в живописи есть определенное соотношение сторон, где человек гармонично существует внутри рамки — нет ничего лишнего, что размывает пространство.
Несмотря на присутствие авиационной тематики в фильме, «Брат во всем» — вовсе не об этом: военная среда тут — лишь декорация и обстановка, в которой привязанность братьев друг к другу и их взаимные переживания усиливаются из-за враждебности внешнего мира. «Меня огорчает, что фильм рассматривают в первую очередь как фильм об авиации. Это фильм об отношениях двух близких людей в обстоятельствах военной среды. О том, какой драматичной может быть взаимная любовь, близость, нужда друг в друге. Эта тема общечеловеческая — зависимость между двумя людьми, которая не дает развиваться личностям. Она, на мой взгляд, должна быть понятна любому человеку», — говорит режиссер Александр Золотухин.
У этой истории много точек соприкосновения с философией романтизма, которая в качестве основной проблемы часто рассматривала личность в ее конфликте с окружающим миром или судьбой. А что такое попытка братьев-близнецов бороться за свою индивидуальность, как не сопротивление судьбе? Романтический герой всегда одинок и свободолюбив. Часто — это человек, чувствующий мир иначе, не так, как другие.
Оператором фильма стал Андрей Найденов, который снимал, например, «Дорогих товарищей» Андрея Кончаловского. Визуальная составляющая фильма строится вокруг пленочной эстетики 8 миллиметров, которая отличается зернистостью, хотя фильм и снимался на цифровую камеру. В фильме также отказались от традиционного широкоугольного формата кадра в пользу более узкого: «Это очень камерная история об отношениях двух близких людей, и мне хотелось, чтобы мы сфокусировались именно на них. Ведь формат изображения, кадра навязывается техникой, просто потому что современная камера снимает широким экраном. Хотелось уйти от этого, найти что-то свое. Плюс это история о близнецах — и они находятся в рамке кадра вместе, но потом зритель видит, что они уже не помещаются туда, хотят обрести самостоятельность», — комментирует этот прием режиссер Александр Золотухин.