Уважаемый журналист, бывший военкор, автор бестселлеров, гуру новых медиа со своей собственной студией «История будущего».
Уважаемый журналист, бывший военкор, автор бестселлеров, гуру новых медиа со своей собственной студией «История будущего».
Порою кажется, что Михаил Зыгарь — не человек и даже не машина, а целый завод по производству общественно значимого контента. По признанию самого Михаила, секрет продуктивности прост — всего лишь нужно было пятнадцать лет назад перестать отдыхать.
Все началось с того, что в 2003 году Зыгарь закончил факультет международной журналистики МГИМО (У) МИД России, а также прошел годовую стажировку в Каирском университете в Гизе. Арабистом Михаил, однако, не стал — посчитал, что для этого нужно стать фанатиком, а если ему и суждено было им стать, то не в этой области.
Около 10 лет Михаил проработал военным корреспондентом в ИД «Коммерсантъ»: освещал конфликты в Ираке, Сербии, Палестине, Ливане. «Соскочил», как сам выражается, вовремя — до того, как превратился в одного из тех военных журналистов, что не могут жить обычной жизнью. В качестве завершения карьеры в этой непростой области Михаил выпустил свои написанные истории в виде книги «Война и миф».
В обычной жизни между делом писал для газеты «Коммерсантъ», журналов «Коммерсатъ-Власть» и «Коммерсантъ-Деньги», интернет-изданий OpenSpace, GZT, Forbes, читал лекции по журналистике в МГИМО, был заместителем главного редактора в журнале «Русский Newsweek».
Веха в карьере Михаила Зыгаря — это, без сомнения, телеканал «Дождь», где он трудился главным редактором на протяжении пяти лет. Под его началом выходили программы «Здесь и сейчас», «Вид сверху», Hard day’s night, «Собчак живьем». В 2013 году Зыгарь выпустил документальные фильмы «Похоронить Сталина», «Кто здесь власть. Четыре версии расстрела Белого дома», исторический мини-сериал «Былое и Дума». В 2014 году за свои труды Михаил получил Международную премию за свободу прессы, вручаемую Комитетом защиты журналистов.
В 2015 году вышел результат многолетнего труда по сбору и обработке информации: книга о современной политике в России «Вся кремлевская рать: Краткая история современной России». По сей день книга — визитная карточка Михаила Зыгаря как писателя. Она была за год распродана стотысячным тиражом, обласкана критикой, переведена на множество языков, получила книжную премию рунета в номинациях «Бестселлер» и «Лучшая цифровая книга». С этой работой многие связывали даже уход Михаила с «Дождя», предполагая, что его с поста «сняли». Но сам Зыгарь неоднократно говорил, что никто его не снимал, и решение было принято самостоятельно. «Дождь» для Михаила был работой на разрыв души, что в конце концов и привело к уходу по собственному желанию — надоело рвать душу и тельняшку, захотелось погрузиться в собственные проекты.
Следующее произведение Михаила Зыгаря «Империя должна умереть» отбрасывает читателя на сто лет назад — к событиям вокруг революции 1917 года.
Михаил состоялся в так называемой «традиционной» журналистике и в писательстве, после чего стал раздумывать, как теперь идти в ногу со временем, желательно при этом зарабатывая деньги. Здесь он обратился к так называемым новым медиа — оценил развитие интернета и соцсетей. Одной из захвативших его идей стал мультимедийный проект «1917. Свободная история» — исторический экскурс в актуальном digital-формате с ориентацией на аудиторию гаджетов. Партнером Зыгаря в новом начинании стал директор по маркетингу издательства «Альпина Паблишер» Карен Шаинян. Они вместе и придумали концепцию «исторического фейсбука» с аккаунтами героев, живших в революционное время.
Начался утомительный поиск спонсоров, согласных дать около 30 миллионов на развитие проекта. В конце концов, благодаря упорству Михаила, деньги были добыты, и стартап пошел. Арт-проект позволил аудитории следить за «жизнью» исторических личностей в соцсетях, читать вариации их дневников и новости, оформленные как современные посты. Формат оказался популярным и вполне себя окупил, в отличие, правда, от онлайн-игры «Карта истории», которая как раз не вызвала особенного интереса в массах.
Зато документальный сериал для смартфонов «1968. Digital», созданный в той же манере, что и предыдущий проект, завоевал внимание огромного количества зрителей. Он задумывался как сериал о международной исторической панораме 1968 года — Зыгарь и Шаинян хотели показать, как параллельно развивались события в США, Франции, СССР и Чехословакии. Деньги на его реализацию дал Тимур Бекмамбетов уже после того, как Михаил почти отчаялся найти новых спонсоров. К декабрю 2018-го сериал набрал более тридцати миллионов просмотров, а Михаил Зыгарь получил премию «Просветитель года» в категории digital.
В 2019-м Михаил воплотил еще одну свою интересную задумку: вместе с театральным критиком Алексеем Киселевым запустил Мобильный художественный театр, по сути аудиоспектакль с навигацией. Первым спектаклем в данном формате стал «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым», ведущий зрителя по маршруту режиссера в последние месяцы вынужденного «карантина». Также были выпущены постановки «Свинарка и пастух» и «Мастер и Маргарита». Это не первая коллаборация Михаила с театром — в более традиционном виде в «Гоголь-центре» проходил его моноспектакль на тему военных историй.
Неутомимый профессионал, Михаил не очень-то любит пускать публику в свою частную жизнь. О ней известно немногое: с 2009 года Зыгарь был женат на коллеге Майе Стравинской, подарившей ему дочь Лизу, но в 2017 году супруги развелись.