


Российская военно-историческая драма Леонида Пляскина.
«Зоя» — российская военно-историческая драма Леонида Пляскина.
Зоя Космодемьянская — член диверсивно-разведывательной группы, заброшенная в тыл врага в 1941 году. Выполнив часть задания, девушка попала в плен к немцам и после жестоких пыток была повешена. Она стала первой женщиной, получившей звание Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны посмертно.
Съемки фильма проходили в Беларуси и Санкт-Петербурге. Несколько сцен было снято рядом с Санкт-Петербургским государственным университетом. Кроме того, часть съемок проходила в белорусской деревне Забродье Вилейского района, где сохранились довоенные постройки.
Производство фильма было осуществлено при поддержке Министерства культуры РФ и Российского военно-исторического общества.
На первоначальном этапе разработки ленты режиссером был назначен Егор Кончаловский.
Сценарий картины основан на исторических документах и рассказах выживших свидетелей событий.
Впервые история Зои Космодемьянской была экранизирована в 1944 году режиссером Лео Арнштамом. Главную роль в ленте сыграла Галина Водяницкая. Картина была показана на 1-м Международном кинофестивале в Каннах, где завоевала несколько призов. В 1946 году Александр Зархи и Иосиф Хейфиц сняли ленту «Во имя жизни», в которой присутствует небольшой эпизод, повествующий о подвиге разведчицы.
Максим Бриус, режиссер фильма:
«Мы многого не знаем из этой истории, где правда, где вымысел, где пропаганда, а где действительность. При создании фильма мы основывались на воспоминаниях очевидцев, на книге матери Космодемьянских, на архивных документах. Но самое главное было однозначно понятно, что Зоя действительно совершила подвиг и она образец мужества и стойкости. В каком-то роде ее можно назвать святой, ведь она погибла за веру, за идеалы».
Анастасия Мишина, исполнительница роли Зои:
«Про историю Зои Космодемьянской я знала ещё со школы. Знала, что она была партизанкой, знала, как и при каких обстоятельствах погибла. Когда я стала готовиться к роли, много читать о ее судьбе, то стала узнавать подробности, до этого мне неизвестные и бьющие в самое сердце. Невозможно оставаться равнодушной к этой истории. Вообще, к истории человека, любого человека, даже прохожего нельзя будет остаться равнодушным, если эту историю узнать».