Интервью, Музыка — 31 марта, 09:30

15 музыкантов о значении гендера (или его отсутствия) в творчестве и жизни

Мы уже перевернули страницы календаря, на которых гендерные праздники выделены красненьким, но перевернуло ли человечество страницы несвободы от гендерных стереотипов? Вопрос риторический.

Задолго до возникновения термина «агендерность», в семидесятых-восьмидесятых годах, музыканты (причем представители рока — жанра, традиционно ассоциировавшегося с чем-то ультрамаскулинным и брутальным) начали вытворять всякое со своим внешним видом, таким образом протестуя — осознанно или нет — против общепринятых ожиданий о том, как должен выглядеть артист на сцене и простой смертный в жизни.

Kiss, которые носили сапоги на высоченных платформах. Стивен Тайлер из Aerosmith, появляющийся то в обтягивающем розово-леопардовом лонгсливе (и вообще очень тяготеющий к леопарду во всех его интерпретациях) со шнуровкой, то в блузке с рюшками, то в белом платье в пол. Джими Хендрикс в розовом жабо тоже уместно будет смотреться в этой компании. Да и Rolling Stones с их страстью ко всему цветастому, блестящему и конвенциально феминному… чего стоит один только Мик Джаггер в пиджаке, расшитом цветами, или а-ля викторианской рубахе с фонариками и баской — oh, man… А Дэвид Боуи и его многочисленные воплощения: андрогинный «человек, который упал на Землю», Зигги Стардаст, Аладдин Сэйн and so on. А помните еще знаменитый портрет Грейс Джонс с сигаретой и в пиджаке с широкими плечами? Это в ту же корзину. В девяностых-нулевых олицетворением визуального и гендерного нонконформизма стал Мэрилин Мэнсон, в современности — пугающая и завораживающая своим видео-артом Arca и недавно погибшая Sophie.

Это своеобразное размышление и изучение гендерности и ее рамок продолжают музыканты, записавшие в коллаборации с SRSLY бесконечные генеративные треки на базе технологии Mubert, которая создает музыкальный поток из сэмплов саунд-продюсеров при помощи алгоритмов искусственного интеллекта (что тоже весьма созвучно гендерной нейтральности). Послушать их можно в аппке Mubert — каждый стрим при перезагрузке будет меняться, но возможность сохранить понравившуюся комбинацию есть — либо запомнить в Favs, либо зашарить в соцсетях.

Ну а мы запуск нашей коллаборации знаменуем серией лонгридов и разговариваем с авторами этих сэмплов про гендерное деление, сексуальную энергию, «женское звучание», «мужские инструменты» и «нейтральные жанры».

Алексей, фаундер и CEO Mubert (A)

Я из джаза. Моя музыкальная карьера связана с импровизацией. И весь мой опыт доказывает одно: нет вообще никаких границ. Через две минуты джема ты уже перестаешь замечать и выделять людей: находишься в каком-то потоке, где абсолютно неважно, мужчина рядом с тобой или женщина, ребенок или взрослый. От этого ничего не остается, есть только вязкий приятный флоу.

На Леше: куртка Vetements (Spin4spin), боди Ushatáva, серьги Rushev

Два человека, которые просто общаются друг с другом, и те, кто играет вместе музыку, состоят в двух совершенно разных типах взаимоотношений чисто на энергетическом уровне. И зачастую здесь открывается какая-то внегендерная сексуальность. Совместное проигрывание музыки — да даже просто прослушивание — мне кажется, наиболее клевое, что только могут делать два человека. Иногда это круче, чем секс. Музыкальный инструмент максимально раскрывает человека перед тобой, потому что он настолько открыто отдает свою энергию, а ты так же открыто ее принимаешь, у вас происходит обмен. Поэтому у меня был только положительный опыт — опыт наоборот вообще какой-то разгендеризации.

У двух людей, которые любят друг друга и занимаются совместным творчеством, музыка будет получаться намного лучше — они могут сделать что-то вообще невероятное. Здесь как раз музыка не про гендер. Музыку вообще очень трудно связать с гендером, потому что она оперирует какими-то другими вибрациями, другими энергиями. Как только люди начинают вместе создавать музыку — все, это уже становится неважно.

Если говорить про оболочку, то думаю, что чем более ты маскулинный, чем более крутую музыку играешь и чем более у тебя дерзкая энергия внутри, тем проще тебе надеть женскую блузку или выйти в платье.

Хочется, чтобы не было границы типа «сюда девчонкам нельзя». С таким я, кстати, не раз сталкивался. Часто слышал: «Давайте не будем брать девчонку в группу». Я же говорил: «Давайте возьмем». Странно: как бы я ни ратовал за отсутствие этих границ, у меня все равно есть некое деление в голове. Это сложно: между людьми, которые вместе пишут музыку, возникает такая сильная и глубинная связь, что очень схоже с сексом. Это агендерно? Наверное, музыка стирает границы между гендерами, но при этом содержит в себе мощную сексуальную энергию, которая для двух людей строит наиболее краткий путь друг к другу.


Паша, кофаундер и музыкальный директор Mubert (Dancing Teeth)

Я музыкальный директор Mubert, с 2017 года мы с ребятами делаем этот проект вместе. Всю жизнь я связан с музыкой — играю на пианино, занимаюсь диджеингом и звукорежиссурой, а в последние десять лет мне интересен скорее менеджмент в музыкальной сфере на пересечении с IT.

На Паше: боди и брюки Ushatáva, кольца Rushev

Меня всегда смущали гендерные стереотипы, и тем не менее я долго ими руководствовался, что приводило в основном к разочарованиям. Безусловно, в каждом человеке есть и мужское, и женское, но сейчас, например, я не совсем понимаю, что значит «мужское» и «женское». В онлайне, где мы все сейчас проводим довольно много времени, эта разница сильно размывается: ты становишься просто неким чистым сознанием, транслируешь свои мысли, и все равно, кто ты.

Я часто занимаюсь HR в компании, мы работаем с несколькими сотнями музыкантов, создающими звуки, которые потом загружаются в алгоритм искусственным интеллектом. При выборе людей мне неважно, какого пола человек, и, на мой взгляд, очевидно, что иначе быть не может. Но, к сожалению, так считают не все — моим коллегам и подругам часто приходилось слышать что-то из серии «неплохой трек для девочки». Это странно и неприятно.

Общество хорошо относится, например, к певицам, но стоит женщине сесть за секвенсор, сразу же появляются какие-то вопросы. В работе с оборудованием и DAW (англ. Digital Audio Workstation — цифровая звуковая рабочая станция. — Прим. SRSLY) много инженерного, и, возможно, поэтому такое занятие у большинства ассоциируется в основном с мужчинами. В среде разработчиков это еще ярче выражено — там женщин критически мало, мы постоянно ищем девелоперов, на собеседованиях пока не было ни одной. Хочется, чтобы здесь тоже появился баланс.

Гендерные границы достаточно условны, как и границы музыкальных жанров. В целом это просто средства выразительности. С подобным делением не хочется расставаться тем, кому оно выгодно, кому так комфортно жить. Думаю, что все рано или поздно расслабятся, перестанут париться по поводу «мужского» и «женского», навязывать другим свой образ мышления — человек сам разберется, что ему нужно, а что — нет. Я привык так жить и жду того же по отношению к себе.


Лиза, композитор, музыкальный редактор Mubert (OKEANYREKI)

Я композитор и саунд-продюсер, уже 15 лет занимаюсь музыкой, и так получалось, что всегда среди мужчин. Так что, я в огромном количестве огребла этого негатива.

На Лизе: топ и брюки Ushatáva, браслеты и серьги Rushev

Творческий процесс похож на пытку, когда его сопровождает постоянная критика эмоций и мнений («Чего такая грустная — улыбнись», «У тебя что, ПМС? Чего ты опять начинаешь?») и нежелание говорить на профессиональном языке, потому что он тебе якобы недоступен. Очень часто бывает, что пытаешься работать с людьми, а в ответ стена из флирта и душных комплиментов, за которой стоит обесценивание тебя как профессионала.

Сейчас я очень внимательно слежу за тем, чтобы не подпускать к себе людей, которые тянут вниз и рядом с которыми сомневаешься в себе. Обычно уже по первым двум-трем фразам можно вычислить такой типаж. «Приветики, красотка, давай я тебя спасу и сделаю тебе биты».

Сейчас в моем профессиональном кругу все больше девушек и много бесподобных мужчин-музыкантов, которые поддерживают, делятся знаниями и прислушиваются к моему мнению.

Я родилась женщиной и принимаю это. Но мне очень тесно в стандартной «женской» роли. Она не подразумевает моих интересов, моей манеры одеваться, взаимодействовать с партнером. Для каждого женственность своя.

Я была одной из ярых противниц того, чтобы в создании трека (о котором идет речь во вступлении. — Прим. SRSLY) принимали участие только девушки. Меня оскорбляет подобная риторика: «Давайте сейчас мы выделим отдельную песочницу для ущемленных, где они могут делать все, что захотят». Это же только укореняет веру в то, что по своим способностям мы не равны и не можем фигурировать на одной сцене.

Бороться же тоже можно по-разному. Я очень не поддерживаю агрессивно настроенных активистов — агрессия порождает агрессию. Но я понимаю, почему это происходит: то же самое было с правами женщин в начале пути. Когда есть сильный дисбаланс, появляются ультрарадикальные настроения, стремление прилагать какую-то сумасшедшую силу, и только так и можно сдвинуть этот камень. Но когда он уже сдвинут, начинается следующий этап и тактику нужно менять. Кувалды можно отложить в сторону. Я за то, чтобы обращать внимание, где и что можно улучшить, давать больше позитивных примеров: формировать образ того, к чему мы стремимся, а не искать виноватых.

Вообще, меня больше беспокоит тема бинарности, мне это кажется чудовищно устаревшим восприятием мира и ограничением свободы проявлений личности. В мире, где все делится на черное и белое, нет места многообразию форм и способов восприятия. Я встречала безумно нежных парней музыкантов. И девчонок, которые творят полный разъ@# в своих треках. А стереотипы — это же удобно для мозга, как готовое решение на все случаи жизни. Но на самом деле этой взаимосвязи гендера и экспрессии в творчестве нет.

Очень вдохновляют примеры успешных продюсерок. Я начала для себя открывать невероятно талантливых и интеллектуальных женщин в музыке вроде Imogen Heap, которая сама продюсировала и сводила свои альбомы, потом еще изобрела MIDI-контроллер в форме перчатки, которая позволяет управлять музыкой с помощью жестов. Это пример не юной, не сексуализированной женщины, но при этом она жутко в тренде, крутая. Когда я это увидела, то подумала: «Черт, мне же тоже можно так». Можно не играть в привлекательность и не ждать помощи, а реализовывать свои идеи, учиться делать то, что казалось слишком сложным. И самое главное — у меня получится!

Кто-то следует правилам, «традиционным» гендерным ролям, а кто-то начинает копать глубже, искать свою истину и силу, эдакую созидательную агрессию. Ведь ее обратная сторона вполне позитивна: это отстаивание своих границ, желание быть замеченным. Творчество — это же тоже всегда по своей сути агрессия, просто не деструктивная. Когда встаешь на этот путь, то открываешь в себе совершенно разные грани, чаще всего они никак не связаны с тем, что принято за эталон в консервативном обществе.

Я за то, чтобы у всех людей был выбор проявлять себя такими, какие они есть, быть искренними с собой и миром. Отказ от поклонения гендерности очень сильно освобождает. Как и любой аспект личности — это очень гибкая, постоянно изменяющаяся материя.


Наташа, диджей, саунд-продюсер, музыкальный редактор Mubert (Natasha Bai)

Не могу сказать, что сталкивалась прямо с проблемами, но со стереотипами и предвзятым отношением из-за гендера — конечно. Что-то типа «девчонка за пультом» — всегда шучу на эту тему, это мой личный мем. Но сейчас я стала с таким встречаться намного реже — мне кажется, потому что в принципе стало больше девчонок-диджеев/музыкантов. Когда я начинала диджеить в 2013 году, мне говорили, что девочки таким не занимаются. Но это было восемь лет назад и в Новосибирске.

Однажды я выложила в Сеть свой трек, и мне написали: «Вау, круто, ничего себе, не знал, что девчонки способны на такое». Понятно, что человеку понравилось, как и понятно, что он считает, возможно, даже неосознанно, что девчонки не способны ни на что.

На Наташе: колье Rushev
На Наташе: топ и лосины Ushatáva

Бывало (и сейчас бывает), что меня куда-то звали только потому что я девушка, писали «нам нужна какая-нибудь там симпатичная девушка, и мы решили тебя позвать». С одной стороны ты рад, с другой — неприятный осадок остается. Иногда еще пишут: «Позови девчонку с собой». Почему обязательно девчонку? Может быть, у меня среди парней есть талантливые друзья, с которыми можно поиграть.

Возможно, некоторые девушки сами еще не до конца в себе уверены, но я уже чувствую, что мы постепенно выходим на равные позиции с мужчинами. Лет десять назад было очень мало девчонок-диджеев, гораздо меньше, чем сейчас. Мне кажется, что во многом эти изменения начались благодаря той же Нине Кравиц — она показала, что это возможно. Не знаю, разрушает она стереотипы или подтверждает их — это уже другой вопрос.

Раньше лично у меня было ощущение, что парни не до конца воспринимали нас всерьез. Теперь я вижу, как много стало девчонок классных, которые играют, и с нами стали считаться. Иногда мы объединяемся — есть, например, вечеринка «ДК Детка», которую мы вчетвером делаем и в каком-то смысле высмеиваем сексистские стереотипы по отношению к женщинам.

Но в то же время думаю, музыка — такая мощная энергия, в том числе сексуальная, и отменить в ней гендер и сексуальность нельзя. И не нужно, потому что энергетика важна как посыл. Я чувствую себя женщиной и ощущаю в себе женскую сексуальную энергетику, позиционирую себя как женщину, обожаю быть женщиной (однако мне хочется избегать приставки «девушка» перед словом «диджей»). И когда вижу другую женщину за пультом, точно так же чувствую от нее женскую энергию, что, кстати, достаточно обширное понятие — эта энергия бывает очень разная, как и мужская. От этого ты никуда не денешься, и мне не хочется никуда деваться, потому что это часть меня, моя энергетика обусловлена моим полом, так же как и у многих других людей. Но это не говорит о том, что я отстала во взглядах и что предвзято отношусь к диджею или музыканту из-за пола. Если у кого-то иначе — окей. Есть много примеров транс-людей типа Honey Dijon, Sophie (R.I.P.), и у них тоже же своя сексуальная энергетика. Как ее интерпретировать — другой разговор.

Я человек, который считает, что все имеет право на существование, и если другие люди могут быть такими, какие они есть, то и я тоже.


Ян, DJ, саунд-продюсер (Ian Lapa)

У меня никогда не было проблем, для меня это не больная тема, но я считаю, что музыка — в принципе понятие агендерное, и нет ничего такого, что могло бы поделить ее на гендеры. Когда люди делают свою музыку, то не замышляют ее как женскую или мужскую. Я вообще об этом не задумываюсь, просто выливаю свои мелодии в мир. Они могут звучать брутально, а могут — мягко. То же самое касается и внешнего вида — человек просто должен выглядеть и вести себя так, как комфортно ему, чтобы чувствовать себя хорошо. Я понимаю, кто я есть, и не ставлю себе границы, вообще не заморачиваюсь, кто что подумает. Это и не стоит того, потому что на самом деле людей заботят только они сами, а ты же еще переживать будешь.

На Яне: топ Ushatáva

Вообще думаю, что если человек себя ведет себя подчеркнуто маскулинно или подчеркнуто женственно, то у него в башке какой-то сдвиг. Возможно, либо из-за развившихся комплексов, либо каких-то шаблонных ролей, которые он наблюдает вокруг себя и которые ему навязывает общество.

Музыка — это в принципе очень тернистый путь и для женщин, и для мужчин. Тебе надо очень долго демонстрировать, что ты можешь, чтобы люди оценили тебя по достоинству и начали звать. И так везде — это касается не только электронной музыки, которую я пишу.


Диана, музыкант, саунд-продюсер (Rosemary Loves a Blackberry)

Сейчас есть определенная тенденция развенчивать мифы и стереотипы о женщинах в музыке, и из добрых побуждений и инициатив в этом направлении люди делают странные вещи вроде исключительно женских лайнапов на 8 марта или миксов «Женское звучание», которые записывают только девушки. Я думаю, что это только подчеркивает разницу, акцентирует ее.

На Диане: топ Ushatáva, балаклава Kumari Jewelry

Мне кажется, что профессия музыканта — как любая другая — бесполая. Вообще не имеет значения, мужчина ты, женщина или небинарная персона. Давным-давно я была на мастер-классе Синди Блэкман — это барабанщица, которая играла у Ленни Кравица и еще много у кого… Ей задали вопрос из зала: как так случилось, что она женщина и играет на барабанах? На что Синди ответила, что барабанной установке все равно, кто за ней сидит.

Я, например, тоже барабанщица. Барабаны тяжелые: бочку и саму установку не нужно таскать каждый раз, но есть стандартный набор инструментов, который ты должен носить с собой на концерт или репетицию, и в общей сумме это весит около 15 килограммов. Когда я только начинала играть, у меня не было достаточно денег, чтобы доехать до клуба на такси, и я ездила на метро со всем этим. Было ужасно тяжело, я приезжала уже уставшей. Конечно, в этом плане у мужчин есть преимущество, они физиологически сильнее, но это не распространяется на владение инструментом.

Вообще, когда я начинала учиться играть на барабанах, сталкивалась с определенными предубеждениями типа: «Зачем тебе это, иди лучше пой или занимайся на скрипке — вполне себе девчачий инструмент». Но мне на тот момент очень хотелось именно играть на барабанах, и я не понимала, почему мне хотят навязать инструмент, который мне неинтересен. Сейчас я и пою, и пишу электронную музыку, и играю на барабанах, конечно.

Кто написал или сыграл музыку — мужчина или женщина, — мне тоже не важно. Мужчины могут писать очень агрессивную музыку, а могут супернежную и чувственную, точно так же как и женщины — брутальную, жесткую. Это не зависит от гендера. Например, есть Рharmakon — женщина, которая делает хардовую нойз-музыку, прямо такой индастриал, или Group A — тоже жесткий индастриал пишут две японки.


Андрей, DJ, саунд-продюсер (Moonoton)

Не знаю, насколько меня касается проблема гендерных стереотипов, думаю, от этого больше девчонки страдают: встречаются с несерьезным отношением к себе, типа «разве у тебя получится?» Певиц это более-менее минует, но не композиторов. А если еще и с компьютером хочет работать, то вообще куда ей. Девушкам как будто больше приходится доказывать, что они могут все сами, и могут хорошо.

Я пишу и играю электронную музыку и в свой адрес никакого негатива из-за внешнего вида не наблюдал. Я не фронтмен, который у всех на виду, да и не одеваюсь вызывающе — желания не возникало. Но легко могу представить, что люди сталкиваются с этим из-за того, что выглядят или ведут себя необычно. Есть, например, Энтони Хегарти — трансгендерная женщина, в платьях ходит, красится. Важно ли это, если она просто красиво поет? Но не знаю, правильно ли топить за всеобщую нейтральность: есть гетеро-певицы и певцы — это тоже их образы, их идентификация. Все имеет право на существование, и никто не должен никого за это преследовать.

Думаю, что успех Нине Кравиц во многом принесло как раз то, что ее образ не соответствует музыке, которую она играет. Это клево, ее фишка: музыка такая энергичная, мрачная, под которую парни больше любят танцевать. Конечно, нет стопроцентно мужской или стопроцентно женской аудитории, но тенденция очевидна.

Кстати, музыка, в которой аудитория сильно перемешана, наверное, и является нейтральной, потому что там нет перевеса ни в какую сторону.

А в некоторых жанрах есть. Я и сам могу это видеть, когда на танцполе поставлю что-то пожестче, и остается процентов 70 парней. Или наоборот: меняешь стиль — и в основном девчонки приходят. Я не знаю, как это объяснить. Не думаю, что кто-то намеренно делает музыку только для парней или только для девушек, люди просто выражают себя. Некое разграничение есть, хотя оно не навязанное. Может, определенные частоты не нравятся одним, но приятны другим — чисто физиологические причины вместе с какими-то еще, психологическими, например. Этот вопрос не изучен так глубоко, поэтому такое пока можно просто назвать вкусом.


Саша, DJ, саунд-продюсер (Errortica)

В целом я не вижу никакого притеснения в профессии среди коллег и уж тем более слушателей. Очень давно про меня написали: «Я, конечно, знал, что у женщин дерьмовый вкус в музыке, но это уже слишком...». Но это единичный случай. Для меня музыка либо талантливая, либо неталантливая, нет смысла разделять на какие-то критерии: мужчина/женщина, цвет кожи, возраст, вес и тому подобное — тебя либо трогает то, что делает определенный человек, либо нет. Если ты нравишься организаторам, людям — тебя будут звать, когда перестанешь нравиться — перестанут. Все просто, и мне даже странно вообще об этом говорить.

На Саше: платье Ushatáva

Возможно, я просто живу в такой нежной среде Петербурга, где все любят друг друга, а за пределами — творится треш и ущемления. Но там, где нахожусь я, люди просто за творчество. Мне интересно в первую очередь наполнение, а оболочка — это уже прекрасное дополнение. Вообще гетеронормативность — уже будто моветон; постепенно все поняли, что нет ничего страшного, если женщина носит мужской костюм или работает в «мужской» профессии. Когда, например, первые женские группы начали возникать и завоевывать мир — The Runways с Джоан Джет, Jefferson Airplane или Shocking Blue, написавшие Venus — все резко забыли, что рок — это мужской жанр.

Конечно, в искусстве есть женская или мужская энергетика, но они присутствуют и в каждом человеке в разных пропорциях. Например, Клод Дебюсси — композитор с максимально воздушным видением — не каждая женщина способна на такую чувственность. Но это опять-таки стереотипное восприятие. В музыке намного важнее эмоция, которую испытывал композитор во время создания произведения.


Ксюша, музыкант, саунд-продюсер (Kruchinski)

Когда я у себя в городе играла на барабанах в группе, то постоянно, приходя на площадку, слышала какие-то странные вещи, ловила косые взгляды в свою сторону. Я очень стараюсь профессионально подходить к своему делу и покупать хорошее оборудование. Помню, один раз пришла, расставляю все, вешаю «железо», и мне звукорежиссер говорит: «Что, тебе папочка все купил?». В смысле?? Я сама не могу?

На Ксюше: платье Ushatáva

Подобные ситуации часто встречались. В меня не очень-то верили как в классного музыканта, с каким-то предубеждением относились. Но до того момента, пока я не начинала играть. И оказывалось: «О, а ты нормально играешь, не хуже парней». И вообще — разве бывают женские и мужские инструменты?

Все изменилось, когда я переехала в Москву, здесь такого отношения намного меньше. Возможно, потому что я общаюсь с определенным кругом людей, где этого не встречается.

Несмотря на то, что я не делаю акцент на гендере и ощущаю себя просто музыкантом, я считаю, что несу важный месседж как женщина, выходящая на сцену. Есть очень классное эссе композитора Полины Оливерос как раз о том, что женщин должно быть видно, чтобы другие понимали, что мы можем это делать.


Лена, певица, сонграйтер (Lenamerkulova)

Конечно, опыт гендерного деления всегда присутствует в моем музыкальном опыте. Не могу назвать его неприятным. Просто изначально существует некая предвзятость, которая позже трансформируется в удивление, но это быстро проходит, и потом работа или общение уже происходят на равных. Я к этому скорее уже привыкла.

Всегда есть количественный перевес в сторону мужчин в областях, которые связаны с продакшеном, сведением, работой в студии. Наверное, так уже сложилось исторически. На этот счет у меня есть история о том, как моя подруга в Екатеринбурге безуспешно пыталась найти работу звукорежиссером и ее никуда не взяли только потому, что она девушка и «не сможет таскать тяжелое оборудование туда-сюда». На квалификацию никто даже не посмотрел. Но это скорее не об искусстве, а к вопросу о мужских и женских профессиях. Если мы говорим об интеллектуальном и эмоциональном труде, коим по сути музыка является, здесь мы, безусловно, равны.

Глупо было бы отрицать гендерность как явление. Вопрос в том, как к этому относиться. Я считаю, что мы прекрасны в своих различиях и отлично дополняем друг друга, уравновешиваем. И нужно принять тот факт, что любой человек вне зависимости от пола хочет иметь возможность самовыражаться и заявлять миру о своем присутствии. В этом и суть искусства — оставить след, сказать «я есть».

Мне нравится наблюдать сейчас, как все больше девушек сами занимаются продакшеном от и до. К тому же процесс сам по себе упростился, и порог входа в музыкальную сферу стал намного ниже. Стереотипы, думаю, со временем сами сойдут на нет, и не нужно будет никому ничего доказывать. Все, что ты можешь, это просто расти, познавать, совершенствоваться и кайфовать от любимого дела. Я думаю, профессионализм все скажет за тебя.


Влад, музыкант, саунд-продюсер (Baby Angel)

У меня была группа в конце школы и в универе, она называлась MODNYTSA — локальный такой бэнд, известный в Екатеринбурге. Там была типичная региональная атмосфера, где звукорежиссеров на гигах мы смущали, потому что выглядели немного странно (на самом деле — прикольно): подводили глаза, всегда запаривались, что надевать (название говорит само за себя), и пару раз я замечал какие-то косые взгляды. Ничего больше. Но меня это не задевало — мы скорее все смеялись. Вообще, я, наверное, достаточно привилегированная часть музыкального сообщества, поэтому у меня опыта в этом вопросе совсем нет, гиперлайт. Но до сих пор часто слышу или читаю в соцсетях истории знакомых девушек, о том, как все еще существует мнение, что женщина не может сама продюсировать или сводить музыку — заниматься всеми супертехническими составляющими. И такое удивление часто вызывает, когда оказывается по-другому. Это же никак не зависит от пола — только от головы и от рук. Что на своем примере лет десять назад доказала Grimes, которая полностью сводила собственные первые релизы сама. Думаю, что со временем наше сознание в этом плане тоже изменится. В целом-то, мне кажется, люди в основной своей массе не злые и так думают, так говорят из-за незнания, они не хотят никого обидеть.

На Владе: платье и пальто Rick Owens (Spin4spin), лосины Ushatáva

На больших фестивалях электронной музыки вообще же сейчас есть правило, что в лайнапе должно быть 50 на 50 мужчин и женщин. И я часто встречал комментарии на ютьюбе о том, что женщина попала на фестиваль, потому что она женщина, а не потому что классно играет. На самом деле это нифига не так. Бездарные люди попадают на фестивали в очень редких, исключительных случаях, это вообще несвязанные вещи.

Наверное, есть какие-то жанры, которые ассоциируются в основном с мужчинами. Рок, например. Это в первую очередь какие-нибудь Джими Хендрикс или Джим Моррисон и уже потом только Дженис Джоплин. Но этот жанр умер в нулевых, к некоторому сожалению. Рэп тоже супермаскулинный жанр. Даже если брать ньюскуловый рэп — там из известных Princess Nokia, еще несколько девочек — их раз-два и обчелся. Все равно большая часть — парни. Как будто рок самоустранился и самозаменился на рэп. Я не знаю, с чем это связано. Может быть, потому что и рок, и рэп делали и делают постподростки, из которых прет маскулинная энергия.


Глеб, саунд-продюсер (Raumskaya)

Начать разбираться в гендерной теме меня потянуло из-за любви к музыке Arca и Sophie — захотелось глубже понять их мир, а знаний было недостаточно. Мои попытки изучить, кто сейчас как называется, привели к переизбытку этой информации, я в ней теряюсь. Но осознаю одно: любой взгляд имеет место, единой правды нет.

Творчество не должно укладываться в какие-то рамки, это все про свободу. И если у тебя есть необходимость говорить в музыке о своем гендере, то делай это. У каждого свои краски. Мне интересно познавать музыку автора через призму его личности и наоборот. Думаю, что музыка не отделима от личности. А личность не отделима от гендера. Зачастую гендер и определяет наше поведение, наши эмоции. Я пишу музыку о своих эмоциях. И часто для меня — это терапия.


Настя, саунд-продюсер (Buranko)

В моей реальности у творчества, в частности, у музыки, нет гендера. В борьбе со стереотипами каждый волен применять наиболее актуальные для себя инструменты или вовсе отказаться от участия в этом процессе. Мой выбор: делать то, что я люблю с максимально доступными мне вовлеченностью и отдачей, развиваться, становится лучше или, по крайней мере, стремиться к этому.

В музыкальной сфере я не сталкивалась с негативом, связанным с гендерным делением, и по своему обширному опыту работы в теле- и видеопроизводстве прекрасно понимаю, насколько мне повезло. Я училась в Moscow Music School на курсе музыкального продюсирования, кураторами которого в тот момент были удивительные ребята из Monoleak (@monoleak). Им удалось создать абсолютно безопасную и комфортную в этом отношении среду.

Сейчас в том, что касается музыки, я продолжаю взаимодействовать со своими бывшими одногруппниками, преподавателями и лейблом ПИР (@moscowpeer), который был создан одним из кураторов — Федором Переверзевым.


Лена, BizDev Mubert (Helenmubert)

Для меня музыка — это хобби. Сложно рассуждать о каком-то неравенстве, но мне всегда казалось, что в мире искусства социальные «рамки» наиболее размыты. В моей же профессии деление существует, но оно обусловлено не гендерными различиями, а скорее личностными качествами — степенью терпимости к риску и желанием нести ответственность за свои решения, от которых зависит результат общего дела. Далее вопрос лишь в собственных силах — если ты уверен в себе, в своих профессиональных компетенциях и играешь по предложенным правилам, гендерное разделение прекратит быть проблемой, а скорее станет competitive advantage.

На Лене: костюм Ushatáva

Мне кажется, что музыка — наиболее intimate вид искусства, поэтому делить ее на гендеры глупо — причиной каких-либо делений являются не стереотипы, а эго окружающих тебя людей. В погоне за общественным мнением можно просто потерять себя, а ведь проще надеть наушники. Я всю жизнь вдохновляюсь Marilyn Manson, в его творчестве очень трудно найти единый посыл: этот человек — экспериментатор, который никогда не боялся пробовать новые музыкальные стили и смелые образы — иными словами, рушил те самые «стереотипы».


Арина, саунд-продюсер (Arina)

С темой гендерной идентичности я столкнулась довольно давно, поэтому сейчас уже меньше задумываюсь о том, насколько она резонансна и как отзывается в восприятии моего окружения. У меня достаточно много друзей из ЛГБТ-сообщества, эти люди могут иметь кардинально противоположные цели и жизненный уклад: кто-то хочет семью и жить в социальных стандартах, другие же, наоборот, стараются показать свою уникальность во всем.

На Арине: пиджак Dolce & Gabbana (Spin4spin), серьги Rushev

Говоря о музыкальной сфере и, в частности, о диджеинге, могу сказать, что не однократно замечала некое стереотипное мышление у тех людей, которые к креативной индустрии относятся в основном как потребители — например, мнение о том, что если диджей — девушка, то ее талант должен определяться не столько крутым музыкальным селекшном и скиллами, сколько размером груди. Но думаю, что все эти стереотипы с довольно большой скоростью уходят в прошлое, мы становимся более терпимы друг к другу.

Само собой, лично меня стереотипные мнения о музыкальной сфере тоже не обошли стороной. Например, я и не думала, что среди техно-продюсеров есть достаточно много женщин. Сейчас же, с опытом и наслушанностью, пришла к выводу, что самое жесткое техно пишут именно женщины, они в принципе агрессивнее и играют в более дарковых жанрах музыки. Пола Темпл, например. Там у нее такое забористое техно...

Из негативных аспектов гендерных вопросов сейчас могу выделить некую «модность» быть меньшинством, «модность» отличаться. Как-то слышала от своих темных друзей, что среди натуралов делать нечего: они скучные, не умеют развлекаться, у них обыденные потребности, они скованы рамками социальных стандартов. С другой стороны, считаю, что появление таких разговоров — это уже своего рода победа в области уравнивания общества в гендерном вопросе — мы уже с обеих сторон имеем компрометирующую позицию, а значит, и готовы к более конструктивному диалогу. Единственное, я опасаюсь, что этот тренд быть меньшинством может сбить с толку многих людей, находящихся в начале творческого пути и в поиске себя. Не отличаться — не значит быть хуже. Мне бы хотелось, чтобы мы все принимали друг друга такими, какими мы являемся, стремились больше понимать себя безотносительно чьего-либо опыта и тем самым смогли бы быть полезнее себе и окружающим.


Фото, свет, ретушь: Саша Фаворов (@sashafavorov)

Стиль: Сергей Нестеренко (@super_obzhorka)

Макияж и волосы: Настя Смирнова (@anesthesia.beauty), Ира Бамбуркина (@irenebam)

Благодарим: концепт-стор Spin4spin (@spin4spin), бренды Ushatava (@ushatava_live), Rushev (@rushev) и Kumari Jewelry (@kumari_jewelry) за предоставленные вещи и аксессуары


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Саша Фаворов
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 14:15, 15 мая 2021
Мотоклубы и крытые мотошколы. Где и как в Москве учат ездить на мотоциклах
Новости, Новости — 15 мая, 14:15
У «Бриджертонов» будет спин-офф о королеве Шарлотте
Новости, Новости — 15 мая, 12:54
Джейден Смит откроет ресторан I LOVE YOU. Там смогут получить помощь бездомные
Новости, Новости — 14 мая, 22:51
Ютьюб-канал для скучающих по путешествиям: американец снимает пешие прогулки по городам мира
Образ жизни — 14 мая, 20:34
Дай почитать: обзор «Теней тевтонов», «Трансметрополитена» и других книг
Новости, Новости — 14 мая, 18:37
У Дикси Дамелио новый клип. Там снялась Чарли Дамелио
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 14 мая, 15:45
У Boulevard Depo и Jeembo вышел ЕР «Омофор». Он должен помочь избавиться от хронической усталости
Новости, Новости — 14 мая, 15:14
Опубликован утерянный альбом Коби Брайанта. Баскетболист записал его 21 год назад
Образ жизни — 14 мая, 14:27
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Glass Animals, Depeche Mode и Kasabian
Новости, Новости — 14 мая, 11:19
Бывшие аккаунты Swag Team переименовали в Fenix Team
Новости, Новости — 14 мая, 10:21
У Артура Бабич вышел трек «Бабки»
Новости, Новости — 14 мая, 09:10
Белла Порч выпустила дебютный трек, а еще клип. В видео снялись Рахим и Дина Саева
Кино — 14 мая, 06:28
Верни мне музыку, без музыки тоска. Рецензия на фильм «Легенда о пианисте»
Новости, Новости — 14 мая, 00:14
Костюмы в стиле Марии-Антуанетты и сиреневая пудра: Ashnikko выпустила клип на трек Slumber Party
Музыка — 13 мая, 18:48
О новом альбоме, взломе радиоформата и «Страдающем Средневековье». Интервью с группой «СЛОТ»
Новости, Новости — 13 мая, 15:36
Дина Саева сняла мини-фильм, где рассказала о смерти отца и причинах своего состояния
Новости, Новости — 13 мая, 15:04
У Wylsacom коллаб с Nike. Блогер сделал лимитированные кроссовки со встроенными Apple Watch и AirTags
Новости, Новости — 13 мая, 13:21
У Егора Шипа вышел трек «Кис-кис». Блогер говорит, что посвятил песню Насте Ивлеевой
Новости, Новости — 13 мая, 11:48
Чарли Дамелио снялась в шоу The Early Late Night Show Дикси Дамелио. Поговорили о хейте в тиктоке
Герои — 12 мая, 18:15
Это просто фанфик какой-то. Интервью с Темой Пименовым
Новости, Новости — 12 мая, 18:13
BTS представят второй англоязычный сингл Butter 21 мая, а спустя два дня исполнят его вживую
Новости, Новости — 12 мая, 15:41
София Коппола сняла короткометражный фильм про нью-йоркскую балетную труппу
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 12 мая, 11:07
Billboard назвал главных артистов десятилетия. В топе Дрейк, Эд Ширан, Бруно Марс и Джастин Бибер
Герои — 12 мая, 10:14
«Диктофон» с русским текстом. Борис Барабанов разговорил Антона Макарова
Кино — 12 мая, 06:17
Сериалы недели: «Наследие Юпитера», «Интергалактик», «Девушка по вызову» и другие
Новости, Новости — 12 мая, 00:15
У Beembi из XO Team вышел дебютный трек «Можешь плакать»
Новости, Новости — 11 мая, 22:44
Lego выпускает конструктор с героями сериала «Друзья». Там тот самый диван, каноэ и Моника с индейкой на голове
Музыка — 11 мая, 21:07
Новое в музыке за неделю: Coldplay, Sir Sly, Qurt & Didar, Эрика Лундмоен и Amy Winehouse
Герои — 11 мая, 18:24
Полнометражная Америка: как русский актер массовки Влад Козлов стал режиссером в США
Новости, Новости — 11 мая, 18:18
Филипп Миронов стал шеф-редактором «Кинопоиска»
Новости, Новости — 11 мая, 15:03
Леонардо ДиКаприо показал первый кадр из «Убийц цветочной Луны» Скорсезе
18+
(1 сезон)
Карнивал Роу
(2 сезон)
Кобра
(2 сезон)
Ты
(3 сезон)
7
Достать коротышку
(1 сезон)
Барри
(3 сезон)
Дунканвилль
(2 сезон)
8.3
Любовь, смерть и роботы
(1 сезон)