Колонка, Образ жизни — 13 января, 16:30

«Корабль помощи» и «Раздача продовольствия». Виталий Дымарский о приключениях двух картин Айвазовского

Виталий Дымарский
Главный редактор исторического журнала «Дилетант»

«Картина маслом», — сказал бы герой сериала «Ликвидация». А у нас речь пойдет о «картине с маслом», которого так часто не хватает России.

...Птица-тройка, несущаяся по русской деревне под американским флагом... «Что это?» — спросит современный зритель, которому такая картинка покажется не просто парадоксальной, но противоречащей всему, чему его учили и учат. «Плод больной фантазии», — ответит он сам себе, покрутив для верности пальцем у виска. Ну это в лучшем случае. А то ведь еще и заявление напишет «куда надо», потребовав исправно наказать незадачливого художника...

Для начала снимем часть интриги и назовем имя художника — Иван Константинович Айвазовский (он же Ованнес Геворкович Айвазян). Да-да, тот самый, которого обожала (и продолжает обожать) публика и чтил Александр III, даже повелевший вместо своего имени дать имя Айвазовского фонтану в Феодосии, воздвигнутому в честь прокладки водопровода из имения художника в город. Так что властями он был достаточно обласкан и никаких репрессий не испытал оттого, что позволил себе «шалость» в виде американского флага над русской деревней.

Теперь к сюжету.

В 1891–1892 годах в Российской империи случился рецидив хронического национального заболевания — неурожая. Соответственно, разразился страшный голод. Продовольственный кризис усугубился эпидемическим (это для вас, корона-диссиденты!): в первую зиму 1891–1892 годов началось все с тифа, а затем перешло в пандемию холеры. Поэтому общее число жертв — около 400 тысяч человек — дипломатично не стали делить между голодом и эпидемией. Как говорится, оба хуже.

Государство справиться с обеими напастями не могло, и тут в дело вступили благотворительные организации. И не только в России. «А где еще?» — задаст очередной вопрос современный зритель, знающий, что у нашей страны друзей не так уж и много. В начале XIX века ситуация была схожей, в Европе все перессорились, но... есть же Америка. И вот там, когда получили весть о голоде в России, сразу же принялись собирать пожертвования. Издатель Northwestern Miller Уильям Эдгар не просто осветил в своем журнале происходящее, но и даже создал целую схему помощи. Так, в январе 1892 года заработал американский Национальный комитет помощи голодающим, ставший координационным центром движения. Возглавил его Джон Хойт. С самостоятельной инициативой выступили фермеры, собиравшие не деньги, а зерно, которое затем отправлялось в Россию.

Архивные документы гласят, что в 1892 году в Россию отправились шесть пароходов с гуманитарной помощью. Каждый вез примерно по 2 тысячи тонн продовольствия, большую часть которого составляли зерно и мука.

В России встречали такую помощь с радостью. Груз сопровождал сам Уильям Эдгар, которому после выпала честь побывать на приеме у будущего императора Николая Александровича. В Российском государственном историческом архиве хранятся документы, подтверждающие, что Кабинет Его Императорского Величества (примерный аналог сегодняшнего Управления делами президента) оплатил торговой фирме Павла Акимовича Овчинникова 2400 рублей за серебряные эмалированные сервизы, приобретенные в качестве подарка американским капитанам за доставку хлеба для губерний, пострадавших от неурожая.

Вот и Айвазовский, художник с мировым именем, решил на свой лад сказать «спасибо» заокеанским благотворителям. И если одна из двух написанных им картин («Корабль помощи») вполне отвечала его живописной специализации как мариниста, то вторая — «Раздача продовольствия» — с морем уже никак не связана, зато выражает искреннюю благодарность Айвазовского американским друзьям.

Иван Айвазовский — «Раздача продовольствия», 1892 год (источник: Wikipedia; автор: Wdmitry16 — собственная работа, CC BY-SA 4.0)

Однако на этом художник не остановился и осенью 1892 года, прихватив с собой обе картины, отправился в Нью-Йорк. Там состоялась его персональная выставка, где были представлены и те два полотна: «Корабль помощи» и «Раздача продовольствия». Вскоре подобные экспозиции прошли еще и в Сан-Франциско и Вашингтоне. А галерее искусств Коркоран (Corcoran Gallery of Art) Айвазовский и вовсе подарил обе картины. Этот жест он сопроводил письмом, в котором от лица всего народа благодарил Америку за «щедрую и своевременную помощь».

В общем, полный успех. А через год Императорская академия художеств отправила работы Айвазовского, отобранные им самим, на Международную художественную выставку в Чикаго, открывшуюся в марте 1893-го.

На этом необыкновенные приключения двух картин не остановились. В начале 60-х годов прошлого столетия их могли уже увидеть посетители Белого дома, в котором обосновалась чета Кеннеди. Джон Кеннеди попросил первую леди переиначить на миролюбивый лад интерьер зала, где проходили встречи с иностранными дипломатами. Жаклин решила арендовать у галереи Коркоран два полотна Айвазовского и разместила их в этом помещении, сочтя, видимо, что они способны быть символами мира и сотрудничества.

Ну а затем обе картины, как полагается, прошли через частные руки, аукцион «Сотбис», чтобы в 2008 году оказаться вновь в стенах галереи Коркоран.

И на все это время, начиная с дарения полотен американцам, они полностью выпали из российского поля зрения, а когда вновь обнаружились, породили сенсацию, с которой мы начали рассказ: «Вы видели: американский флаг над русской деревней?!» — «Да не может такого быть!»

Может. Ведь с древности известно, что вместе с временами меняются и нравы. А уж лучше они становятся или хуже, судить каждому из нас.

Фото: Иван Айвазовский — «Корабль помощи», 1892 год (источник: Wikipedia; Автор: Wdmitry16 — собственная работа, CC BY-SA 4.0)
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 15:18, 27 января 2021
«У песни про чувства больше шансов стать популярной». Интервью с Фогелем
Кино — 27 января, 15:18
«Рассекая волны» Ларса фон Триера глазами Гордея Петрика
Новости, Новости — 27 января, 14:21
Роберт Родригес работает над перезапуском «Детей шпионов»
Новости, Новости — 27 января, 12:56
В Москве отменили «удаленку» и сняли запрет на работу заведений в ночное время
Новости, Новости — 27 января, 10:23
Томас Тухель стал главным тренером «Челси»
Новости, Новости — 26 января, 23:40
Вышел трейлер нового мультфильма Disney «Райя и последний дракон» от продюсеров «Моаны»
Популярная темаПопулярно
Образ жизни — 26 января, 20:34
ЖатропеР: день рождения Ольги Бузовой
Музыка — 26 января, 16:07
Почему Stardust важен. Барабанов, Ганкин и Артемьев о том, как Дэвид Боуи живет в кино и литературе
Новости, Новости — 26 января, 14:29
Александр Гудков и Иван Дорн стали новыми ведущими «Орла и Решки»
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Новинки Samsung: Galaxy S21, Galaxy S21+, Galaxy S21 Ultra. Разбираемся, что к чему
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Это топ! Новые беспроводные наушники Samsung с объемным звуком и интеллектуальной системой шумоподавления
Новости, Новости — 11 января, 10:41
Такси в соцсетях, или Как мы перестали ловить машины на улицах
Новости, Новости — 29 декабря 2020, 19:15
Как доставить подарки за пару дней до Нового года
Новости, Новости — 26 января, 13:53
ВКонтакте появилась платформа «Музейный гид». Там актуальная информация о выставках, подкасты и видеоэкскурсии
Новости, Новости — 26 января, 13:09
Мерч для тех, у кого нет PS5, но очень хочется: Sony выпустила набор c бутылкой, кепкой и наклейками
Новости, Новости — 26 января, 10:48
Почему Милохин не появляется в шоу «Пусть говорят»? Рассказывают сам Даня и Ярослав Андреев
Новости, Новости — 26 января, 08:17
Майли Сайрус выступит с концертом в тиктоке в честь Суперкубка
Новости, Новости — 25 января, 21:47
Warner Bros. разрабатывает сериал по вселенной «Гарри Поттера». Пока это слухи, но надежда есть
Новости, Новости — 25 января, 18:18
Катя Адушкина записала кавер на трек Арианы Гранде Dangerous Woman
Музыка — 25 января, 17:27
Новое в музыке за неделю: Jarryd James, RHYE, Антоха МС, Billie Eilish & ROSALIA
Образ жизни — 25 января, 16:10
Инстасамка оскорбила курьера «Яндекс. Еды». Реакция других блогеров на конфликт
Новости, Новости — 25 января, 13:04
Центр цифрового искусства Artplay Media открылся после реновации
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 25 января, 11:49
Как мигрантам из Ближней Азии живется в России? Разобрались на ютьюб-канале «Урюк и клюква»
Новости, Новости — 25 января, 08:55
У Ани Покров новый трек — «Последний предатель». В тиктоке все уже плачут
Кино — 25 января, 00:49
«Твою "Душу" мотал». Что не так с новым мультфильмом студии Pixar?
Новости, Новости — 24 января, 22:08
Вышел трейлер «Годзиллы против Конга»
Новости, Новости — 24 января, 20:59
Андрей Ноилс и другие тиктокеры из The Angels Home стали участниками бойз-бэнда
Герои — 24 января, 18:51
Как творить магию в тиктоке. Интервью с иллюзионистом Сергеем Коллером
Новости, Новости — 24 января, 13:32
Почему пропадает обоняние при коронавирусе? Разобрались в подкасте TELLO
Кино — 24 января, 12:14
Сериалы недели: «Бэтвумен», специальный эпизод «Эйфории», «Уокер», «Страйк», «Бывшие», «Теряя Элис»
Новости, Новости — 23 января, 20:33
Умер Ларри Кинг
Эйфория: К черту всех, кто не рыба-капля (спецэпизод)
6.3
Чудо-женщина: 1984
8.7
Мандалорец
(1 сезон)
8.4
Очень странные дела
(3 сезон)
Половое воспитание
(3 сезон)
8.4
Острые козырьки
(1 сезон)
Скрестив мечи
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)