Обзоры, Кино — 16 января, 10:38

11 важных гей-фильмов. Версия Дениса Виленкина

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
Суровые ковбои и солдаты французского легиона, автопортрет Педро Альмодовара и Grindr-комедия в нашем топе лучших картин. О многих вы, скорее всего, услышите впервые, а некоторые уже знаете. И те и другие советуем пересмотреть или наконец посмотреть, если откладывали это дело в долгий ящик. Мы выбрали как самые важные картины для жанра, так и те, что любопытно его обогащают. А что касается расположения: это по любви.

«Горбатая гора» (Brokeback Mountain, 2005)

Размеренная драма о запретной любви двух ковбоев и, пожалуй, главный фильм в этом обзоре. Джек Твист (Хит Леджер) и Эннис Дел Мар (Джейк Джилленхол) знакомятся на овечьем пастбище возле горбатой горы, куда оба приезжают на сезонную летнюю работу. Одной холодной ночью парни крепко напьются, а затем вступят в сексуальную связь вроде как для того, чтобы согреться. Так начнется неожиданный для обоих роман. Осенью Эннис будет вынужден уехать в город, где женится на Альме (Энн Хэтэуэй), а Джек, грезящий о родео, отправится в Техас. Но судьба еще не раз сведет двух чуть больше чем друзей вместе.  

«Горбатая гора» — тихая грустная пейзажная открытка тайванца Энга Ли, которая внезапно стала поп-культурным мемом. Действительно, это второй фильм-обладатель «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции, про который слышал чуть ли не каждый далекий от кино встречный. Картину можно бесконечно упрекать в излишней сентиментальности, раздражаться на ее сладкоречивый тон. Однако сложно найти одновременно более красивую, рассудительную, поэтическую историю о мужской любви в мировом кино, которая в то же время придерживалась бы на экране монументально романной формы. И в этом, кажется, ее главная статусная неоспоримость. Первое место.


«Хорошая работа» (Beau Travail, 1999)

Офицер Галу (Дени Лаван) возвращается из африканской пустыни в родной Марсель после изгнания из Иностранного легиона. Осмысляя произошедшее, главный герой вспоминает и то, какие козни строил привлекательному новобранцу Сантену (Грегуар Колен), и то, как ревновал парня к своему командиру Форестье (Мишель Сюбор). Все эти причины складываются в сознании изгнанника в картину позора и унижения его воинского и мужского достоинства.


«Хорошая работа» француженки Клер Дени, аутично-маскулинное на протяжении всего хронометража, но нежное и надрывное на гипнотических титрах кино о принятии себя и подавлении желаний. Оно окрашено противоречиями, как и мысли Галу. Неумолимо жаркая марокканская пустыня — холодные кадры, аскетичные мизансцены. Максимальная физика (тела, пот, насилие) выливается в максимальную метафизику (отчуждение, страх, экзистенциальный кризис). 


«Назови меня своим именем» (Call Me by Your Name, 2017)

1983 год. Юный и кудрявый Элио (Тимоти Шаламе) проводит лето в загородном доме на севере Италии, куда погостить и поработать с отцом Элио и известным профессором археологии (Майкл Сталберг) приезжает молодой аспирант Оливер (Арми Хаммер). Велосипедные прогулки, носовое кровотечение за обеденным столом от переизбытка чувств, тонкие футболки на жарких телах. Фильм-солнечный удар, фильм-прикосновение красивой мужской руки к юношеской коленке. 


Здесь все очень ранимо, очень несбыточно, каждый кадр преисполнен вдохновением и прекрасным далёко. Антропология местности развивается в бурную антропологию ключиц. Божественное дионисийское начало передает эстафету гедонистической оде. Люди в фильме итальянца Луки Гуаданьино как будто высечены рукой Микеланджело. А Элио со знаменитым персиком в руках — без пяти минут мраморный Давид.


«Зимний путь» (2013)

Эрик (Алексей Франдетти) — талантливый оперный певец, Леха (Евгений Ткачук) — обаятельный уличный бездельник. Нелепый, почти хармсовский случай в общественном транспорте (утерянная игрушечная ящерка) вынудит встретиться молодых людей вновь. Леха увидит жизнь Эрика — квир-квартирники со странными творческими людьми. А Эрик, пойдя за притягательным незнакомцем в грязной шапке, столкнется с реальностью — с той, где он прежде пил водку из горлышка на морозе, и с той, в которой не обнаружится места взаимной любви. 


Режиссеры Сергей Тарамаев и Люба Львова появились просто из ниоткуда. Он — актер и театральный режиссер, она — его ученица. В кино пришли со своим уникальным видением, воспели декаданс в середине нулевых, который идеально пришелся ко времени. Если у вас будет возможность показать какому-то иностранцу лишь один русский фильм, который навсегда изменил отношение к гей-кино в России, то это он. Сказка о нелюбви. Аленький цветочек с травести-номерами. Pure cinema. И, как и полагается всем гениальным (или близким к гениальному) картинам, основную славу дебют снискал уже после своей фестивальной судьбы (с которой очень прискорбно не сложилось) и после скромного проката. 


«Такси до туалета» (Taxi zum Klo, 1980)

«Такси до туалета» — культовое кино известного немецкого режиссера Фрэнка Риппло. Сам он играет школьного учителя: днем очень чуткого педагога, а ночью отчаянного любовника, который снимает парней. Однажды главный герой знакомится с Берндом. Тот — полная противоположность Фрэнка: очень аккуратный, нежный мужчина, мечтающий о семейном очаге. Бернду сложно дается развязный образ жизни его парня, и кажется, что так и не удастся привязать к себе свободолюбивого Фрэнка. 


«Такси до туалета» меняет жанры каждые десять минут: от классического американского нуара — к рождественской фрик-сказке, от травести-комедии — к перверсивной гей-драме. Настоящий слепок эпохи, портрет свободы и сомнений берлинского Кройцберга. Возможно, лучший «уличный фильм» из немецких 80-х. И уж точно самый откровенный и честный. Глорихол, эякуляция в рот, посещение проктолога. У режиссера есть еще сиквел, действие которого происходит в Каире, но его вообще сложно где-то найти, и такой статус, как «Такси до туалета», он, к сожалению, не приобрел.


«Бруно» (Bruno, 2009)

Во-первых, скажем, что такого кино уже не делают. «Бруно» — идеальная комедия. Бесстыдная, без извинительных ноток и полутонов. Это жирный шарж на индустрию моды, слепок конца нулевых, выстреливший, как бутылка с шампанским из задницы раба-азиата в начале фильма. Бруно — австрийский журналист, которого играет провокатор Саша Барон Коэн, в документальной манере (то есть никто из героев фильма не знает, что ведется съемка и они стали частью фильма) устраивает исключительные катастрофы на каждом шагу. То выпрется на подиум недели моды в костюме-липучке, приклеившись к занавесу, устроит бардак и таким образом высмеет prêt-à-porter и урбанистические наряды (ужасно популярные в годы выхода фильма), то совершенно рассудительно будет говорить с голливудским агентом во время процедуры по отбеливанию ануса.  


«Бруно» — скорее фильм про то, как общество видит гея и как его интерпретирует. Видеть в фильме Ларри Чарльза гомофобию глупо, фильм язвительно настроен, кино и только на это и рассчитывает. Вы покупаетесь на троллинг, а значит, он ударил в цель. Заметим лишь, что в «Бруно» есть место и лиризму, и теме одиночества, и вообще замаскированной хандре по тому, какой же дивный новый мир дивный и новый. Аж тошнит.


«Не такой, как все» (Anders als die Ander, 1919)

Талантливый скрипач Пауль Кернер (Конрад Фейдт) изучает утренние газеты с некрологами: самоубийством покончили жизнь многие гомосексуалы, подвергнутые травле. Сам Пауль — гей, тщательно скрывающий свое «я». Когда у героя появляется ученик по имени Курт, Пауль еще не в курсе, что эта страсть будет по-настоящему роковой. 


«Не такой, как все» — первый фильм о гомосексуальности в истории кино. Более того, это не пробный шар, а действительно трагически убедительное кино о нравах начала века. И к тому же оппозиционное. В картине Рихарда Освальда речь идет о так называемом параграфе 175 немецкого законодательства, который предполагал уголовное наказание геев. Закон действовал практически сто лет и был отменен лишь в 1961 году. Удивительно, но фильм даже шел в советском прокате в 20-е годы. Это очень крутой пример социального кино в эпоху немого и блистательный актерский бенефис легенды ужаса Конрада Фейдта — человека, который сыграл первого в истории кино прототипа Джокера в ленте «Человек, который смеется» (1928). 


«Одинокий мужчина» (A Single Man, 2009)


Режиссерский дебют модельера Тома Форда. Филигранно красивая авторская драма о профессоре английской литературы. У главного героя Джорджа (Колин Ферт) внезапно погибает любовник, с которым он прожил целых 16 лет. Форд, не превращая тягучую и слезливую историю в рекламу конфет Ferrero Rocher, вдохновляется разными красивыми мизансценами и как глава модного дома вдохновляет нас. Падает снег, красиво смотрят глаза на билборде, мохеровые свитеры на загорелом Николасе Холте — чувствуется, что у Форда текут слюнки. Этой же модельерской выправки режиссеру не хватило в его следующих «Ночных животных», вобравших в себя все то, чего «Одинокий мужчина» гордо избежал. И поэтому приятнее думать, что у Тома Форда пока всего один фильм. Зато какой. 


«Загадочная кожа» (Mysterious Skin, 2004)

Когда Нил был совсем маленьким, он попал в бейсбольную команду к усатому тренеру. Тот оказался педофилом и заставлял ребенка делать страшные извращенные вещи. Параллельно развивалась история Брайана, тоже сильно пострадавшего от мальчишки-бейсболиста. Парни выросли, Нил — в Джозефа Гордона-Левитта, Брайан — в Брэди Корбета. Взрослый Нил продает свое тело в парке, а взрослый Брайан с трудом понимает, как ему жить. Если раннее взросление сделало Нила проституткой, то Брайана — морально уничтожило. 

Араки находит очень точные метафоры человеческим чувствам. Инопланетные тарелки ассоциируется с болезненно неизведанной детской травмой. Это очень страшное, провокативное, шокирующее авторское кино — настоящая визитная карточка Грегга Араки. Осознанная взрослая гомосексуальность в нем претерпевает чудовищные испытания изувеченной детской психикой. И избавиться от него в своей памяти невозможно.


«Боль и Слава» (Dolor y gloria, 2019)

Педро Альмодовар («Женщины на грани нервного срыва», «Дурное воспитание») наконец снял большой автопортрет. На роль самого себя (хотя и в фильме главного героя зовут Сальвадор Малло) он взял Антонио Бандераса. Поразительное попадание. Бандерас играет уставшего от жизни, болей в спине и собственного экзистенциального творчества постановщика, который на старости лет вступает в отношения с героином. Потому что слава была, а сейчас есть только боль. Не только в пояснице, но и в коленях, локтях и душе. Еще есть нереализованные замыслы. А воплощать их страшно. 


Мать Малло (вероятно, как раз самого Альмодовара) воплотила Пенелопа Крус. Она появляется в сочных, южных, испанских флешбэках и преимущественно красуется посреди пустынных пейзажей в красиво состаренных нарядах. «Боль и слава» — истина в последней инстанции, слова мэтра, но не на прощанье. Грустное размышление обо всем на свете за листанием каталогов Taschen. Полное переживаний, фрустраций и шуток на грани. Как обычно у сеньора Педро, только лучше. Потому что честно про себя любимого.


«Дни Франции» (Jours de France, 2016)

Независимая французская комедия от дебютанта Жерома Рейбо. История очень простая и актуальная. Мужчина по имени Пьер уезжает от своего любовника Поля в неизвестном направлении, приблизительно в горы. Последний, отслеживая телефон беглеца, бросается вслед. Приключение на севере Франции обрушится на парня уведомлениями в Grindr, внезапным посещением оперы, несравнимо прекрасным горным воздухом и интересной пожилой спутницей. 


«Дни во Франции» — замечательная комедия положений. Очень развязная и в своем юмористическом контексте, и в драматургической концепции. Фильм-ощущение, фильм-прогулка, фильм-эскапизм на уик-энд. Если вы хотите понять, как живут геи во Франции и чем чревата цифровая зависимость, то фильм Рейбо — ваш выбор. Особенно рекомендуется смотреть вместо «Синонимов» Надава Лапида.


Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Музыка — 13:15, 26 февраля 2021
Волшебные забрала. Борис Барабанов о тайне и мечте Daft Punk
Новости, Новости — 26 февраля, 13:15
Ариан Романовский назначен главредом журнала Tatler
Новости, Новости — 26 февраля, 12:49
Самая милая вакансия: в Москве ищут специалиста по подсчету котиков
Новости, Новости — 26 февраля, 12:24
Норвежский электронный дуэт Smerz выпустил дебютный альбом Believe
Что делать, если ты не знаешь, что делать? Рассказываем, как найти работу мечты
Новости, Новости — 26 февраля, 09:57
Земфира выпустила альбом «Бордерлайн»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 25 февраля, 20:05
Pixar и Disney показали первый тизер мультфильма «Лука»
Бизнес — 25 февраля, 17:11
Падали и поднимались. Рейтинг блогеров SRSLY за месяц
Новости, Новости — 25 февраля, 14:08
Александр Гудков разбудил фанатку и сходил на занятие по аквааэробике в ютьюб-шоу «Утренняя звезда»
Новости, Новости — 17 февраля, 12:36
Водители такси появились в Tinder и дарят промокоды на поездки
Новости, Новости — 9 февраля, 14:23
Фэшн-фотограф Джон Ранкин протестировал камеру Galaxy S21 Ultra
Новости, Новости — 5 февраля, 12:56
Итс э мэтч: в России начались продажи новых флагманов Samsung
Новости, Новости — 25 февраля, 13:20
У Оли Шелби вышел тикток-бэнгер «Ля какая»
Новости, Новости — 25 февраля, 09:45
Коллекцию винтажной одежды Maison Margiela продадут на аукционе
Новости, Новости — 24 февраля, 23:32
Билли Айлиш проведет лайв-концерт в честь выхода документалки «Билли Айлиш: слегка размытый мир»
Кино — 24 февраля, 19:38
Божья земля. Гид по фестивалю «Из Венеции в Москву»
Новости, Новости — 24 февраля, 17:39
50 Cent спродюсирует для Netflix сериал о себе самом
Герои — 24 февраля, 16:02
О Харви Вайнштейне, современном Голливуде и буме стримингов. Интервью с продюсером Джеком Лечнером
Новости, Новости — 24 февраля, 11:21
WWD и Parsons запускают онлайн-курс. Он посвящен модному бизнесу
Новости, Новости — 24 февраля, 10:34
Аргентинский дизайнер продал коллекцию цифровой мебели за 450 тысяч долларов
Новости, Новости — 24 февраля, 08:56
GONE.Fludd рассказал в подкасте Джарахова о творческом кризисе и значении слова «чуитс»
Кино — 23 февраля, 18:40
Сотри меня обратно. Рецензия на фильм «Необратимость. Полная Инверсия»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 23 февраля, 11:58
Владелец TikTok основал игровую компанию Nuverse Games
Образ жизни — 23 февраля, 10:57
Милохин и Шип, молодой Филч и снег как пармезан. Новенькое в тиктоке
Новости, Новости — 23 февраля, 10:27
Новое место в Москве: ресторан Maze на Триумфальной площади
Новости, Новости — 23 февраля, 00:07
Эрика Кикнадзе снялась в кампании Jacquemus
Новости, Новости — 22 февраля, 21:14
Прототип кроссовок Louis Vuitton I (Red) от Вирджила Абло выставили на аукцион
Новости, Новости — 22 февраля, 19:22
Daft Punk распались
Новости, Новости — 22 февраля, 18:51
Tyler, The Creator написал песню для рекламы Coca-Cola
Музыка — 22 февраля, 15:12
Новое в музыке за неделю: Slava Marlow, Mahalia, GONE.Fludd и Alfie Templeman
Новости, Новости — 22 февраля, 13:55
HBO показал тизер главных премьер 2021-го
Это грех
(1 сезон)
6.1
Черная молния
(4 сезон)
7.6
Люпен
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
Никто
Пацаны
(3 сезон)
Хэппи-энд
(1 сезон)
Джетлаг
(1 сезон)