Обзоры, Кино — 27 октября 2020, 19:43

10 документальных фильмов о трансперсонах: картины о визионерах, активистах и обыкновенных людях

В продолжение к тексту о гендерно-неконформных и трансрежиссерах кинокритик Михаил Захаров подготовил для SRSLY материал, посвященный документальным фильмам о трансперсонах. 

Примечание автора: в игровом кино транс-опыт зачастую мифологизируется, репрезентируется ошибочно и эксплуатируется ради сенсационности и премий во время наградного сезона. В большинстве игровых фильмов трансперсонажей исполняют цисгендерные актеры и актрисы, хотя в последние годы и наметилась тенденция на кастинг трансперсон на роли трансперсонажей («Мандарин» Шона Бейкера и «Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио, сериалы «Поза», «Работа над собой» и другие). По этим причинам я выбрал негромкие документальные работы, которые намеренно избегают сенсационности и отображают транс-опыт тактично и максимально приближенно к правде.

«Шлюхи на Дэйви» (Hookers on Davie) реж. Дженис Коул и Холли Дейл (1984)


Картина, которую называют духовной предшественницей знаменитого фильма Дженни Ливингстон «Париж горит» (1990), повествует о работе цис- и трансгендерных проституток в районе Дэйви города Ванкувер. На протяжении ленты одна из центральных героинь, трансгендерная проститутка Мишель, рассказывает о том, почему занимается секс-работой, и об опасностях, сопряженных с ней, а в финале выступает одной из организаторок протеста против криминализации проституции — первого в истории Канады.



«Мальчики из Синдзюку» (Shinjuku Boys) реж. Ким Лонджинотто и Джейно Уильямс (1995)



Фильм, снятый британскими режиссерками Ким Лонджинотто и Джейно Уильямс в Токио, запечатлевает несколько дней из жизни так называемых «оннабе» (японский вариант американского слова wannabe — «подражатель». — Прим. SRSLY) — трансмужчин, работающих в клубе New Marylin с исключительно женской клиентурой. Оннабе служат для женщин эскортами: развлекают их, исполняют для них песни и выслушивают проблемы, но стараются не вступать с ними в половую связь. Лонджинотто погружается в мир трех оннабе — Гейша, Казуки и Тацу, — обсуждая с ними самоидентификацию, непонимание со стороны родителей и взаимоотношения с клиентками и собственными партнершами.



«Южный комфорт» (Southern Comfort) реж. Кейт Дэвис (2001)



В фильме зафиксирован последний год из жизни Роберта Идса — трансмужчины, живущего в деревенской местности на юге Америки, которому диагностируют рак яичников. Врачи отказывают Идсу в лечении, боясь навредить собственной репутации, а к тому моменту, когда он все-таки его получает, рак достигает терминальной стадии. В последние месяцы жизни Роберта сопровождают как биологические родственники, так и новая семья,  обретенная благодаря ежегодному съезду трансперсон «Южный комфорт»: двое молодых трансмужчин Максвелл и Кэс, ставших его «сыновьями», и партнерша Лола.


«Лоренца: портрет художницы» (Lorenza — Portrait of an Artist) реж. Майкл Сталберг (2008)


Короткометражка о немецкой мультимедийной художнице чилийского происхождения Лоренце Бёттнер, потерявшей в детстве обе руки вследствие несчастного случая с высоковольтными проводами и научившейся осуществлять все действия с помощью ног и рта. Бёттнер занималась танцем, перформансом, живописью, фотографией и стрит-артом, а также сама шила для себя одежду и наделила безрукое транстело сексуальной и политической агентностью. Ее незаслуженно забытое творчество было переоткрыто квир-теоретиком, транс-активистом и куратором испанского происхождения Полем Беатрис Пресьядо, который представил выставку работ Бёттнер в рамках 14-й «Документы» в Касселе. 


«Баллада о Дженезис и Леди Джей» (The Ballad of Genesis and Lady Jaye) Мари Луазье (2011)


Фильм прослеживает историю любви культового индастриал-музыканта Дженезис Пи-Орридж и их музы Жаклин Браер, также известной как Леди Джей, от знакомства в нью-йоркском БДСМ-подземелье до радикального эксперимента, получившего название «Проект Пандрогин»: с помощью пластической хирургии Пи-Орридж и Браер слились в единое целое, став максимально похожими друг на друга. Визуальное решение фильма Мари Луазье, снятого на 16 мм камеру «Болекс», пародирует домашнюю кинохронику и отличается обилием формальных экспериментов.


«Превращение» (Turning) Чарльза Этласа (2012)


Видеохудожник Чарльз Этлас, поставивший для чембер-поп-группы Antony and the Johnsons мультимедийное концертное шоу под названием «Превращение», путешествует вместе с группой в европейском турне. Во время каждого шоу на платформе в центре сцены вращаются тринадцать цис- и трансгендерных женщин разных рас и возрастов — икон, вдохновивших солистку группы, певицу и авторку песен Энони. Этлас и Энони берут интимные интервью у каждой из женщин (диджейки Хани Дижон, художницы перформанса и модели Элайзы Дуглас, художницы Кембры Пфалер и других), собирая их истории и формируя пронзительный портрет многоликой женственности.


«Еще чуток, мрази» Мадины Мустафиной (2013)


Редчайший пример фильма о трансперсоне, снятого на русском языке. Действие происходит в Казахстане: выпускница школы Марины Разбежкиной Мадина Мустафина сопровождает главную героиню Женю во время трансперехода. Лента показывает нам два лица Жени: нормативный мир гетеросексуальных вечеринок с укорененным представлениями о том, как должна себя вести женщина, и эйфорическую вселенную гей-клубов, дрэг-шоу и пьянок с подругами, где стереотипов не существует.


«Это я» (This is Me) Риза Эрнста (2015)


Мини-сериал, снятый режиссером Ризом Эрнстом в качестве документального сопровождения игрового сериала Джилл Солоуэй «Очевидное». В каждом из пяти небольших эпизодов, в общей сложности длящихся полчаса, герои обсуждают друг с другом интернализованную трансфобию, эволюцию гражданских прав транслюдей, сложности бытового характера, гендерно-нейтральный язык и насилие по отношению к транслюдям. 


«Квиркор: как панки совершили революцию» (Queercore: How to Punk a Revolution) Йони Лейзера (2017)


Фильм о недолго просуществовавшем, но оказавшем огромное влияние на фем- и квир-культуру движении «квиркор», провозвестниками которого стали канадские радикальные режиссеры Дж. Б. Джонс и Брюс ЛяБрюс; впоследствии его знамя было подхвачено американской квир-тусовкой в Сан-Франциско. Режиссер Йони Лейзер берет интервью у икон движения, в том числе трансмузыкантов Джастин Вивиан Бонд, Сайласа Говарда и Линна Бридлава (экс-фронтмена панк-группы Tribe 8, в которой также играл Говард). 



«Смерть и жизнь Марши П. Джонсон» (The Death and Life of Marsha P. Johnson) Дэвида Фрэнса (2017)


Вскоре после своего выхода нетфликсовский фильм об активистке Марше П. Джонсон, внесшей неоценимый вклад в стоунволлские бунты и формирование движения за права транслюдей, оказался в эпицентре скандала: режиссерка Турмалин обвинила создателя фильма Дэвида Фрэнса в том, что тот украл у нее идею фильма, а также полученные в ходе изысканий материалы. Расследование признало Франса невиновным, однако решение о том, стоит смотреть фильм или нет, зритель/ница должен/на принимать на свое усмотрение. Картина предлагает вместе с транс-активисткой и правозащитницей Викторией Круз докопаться до правды об истинных причинах трагической смерти Джонсон в 1992 году и знакомит нас с подробностями биографии этой жизнерадостной и неординарной личности, а также ее близкой подруги — легендарной активистки Сильвии Риверы.


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 10:45, 13 апреля 2021
Системный идеолог. Интервью с Евгением Машковым про шестилетие System108 и склад ума российских диджеев
Музыка — 13 апреля, 10:45
«Киберфолк — это круто». Zventa Sventana комментирует клип «На горе мак»
Кино — 13 апреля, 05:27
Сериалы недели: «Жуки», «Налет», «Они», «Шальные деньги»
Новости, Новости — 12 апреля, 20:57
Россия приостанавливает авиасообщение с Турцией до 1 июня
Образ жизни — 12 апреля, 18:06
Граффити, рок-группы и авангардные оперы. Как полет Гагарина увековечен в поп-культуре
Новости, Новости — 12 апреля, 18:01
Борьба с зависимостью и внутренняя кухня «Подруг»: Карина Истомина пришла в ютьюб-шоу Надежды Стрелец
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 12 апреля, 17:23
BTS проведут бесплатный онлайн-концерт
Новости, Новости — 12 апреля, 14:14
Блогер собрал копию машины Джеймса Бонда. Она может стрелять и жарить курицу
Новости, Новости — 12 апреля, 13:30
Ярослав Андреев и Дима Масленников в шоу «Петя любит выпить»: о разнице между ютьюбом и тиктоком и немного о личном
Новости, Новости — 9 апреля, 14:32
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых
Образ жизни — 6 апреля, 18:30
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых
Новости, Новости — 12 апреля, 13:18
Мэйси Уильямс стала глобальным амбассадором H&M по вопросам устойчивого развития
Новости, Новости — 12 апреля, 11:16
Первый полет вертолета Ingenuity на Марсе переносится. Все из-за «сторожевого» таймера
Герои — 11 апреля, 22:37
О путешествиях, Бэнкси и искренности в искусстве. Интервью с художником Алексеем Дубинским и экскурсия по его мастерской
Новости, Новости — 11 апреля, 14:01
Джастин Тимберлейк сыграет телеведущего и наемного убийцу в новом сериале от Apple TV+
Герои — 11 апреля, 11:21
«Мортал Комбат», зумеры, фаталити. Интервью с режиссером Саймоном Маккуойдом
Новости, Новости — 11 апреля, 11:19
Фаррелл Уильямс и Дэвид Грутман провели экскурсию по своему отелю в Майами
Новости, Новости — 10 апреля, 19:19
Фиби Уоллер-Бридж исполнит главную женскую роль в пятом «Индиане Джонсе»
Новости, Новости — 10 апреля, 17:21
Новое место в Москве: городское кафе Bardot на Остоженке
Новости, Новости — 10 апреля, 16:20
Юрий Дудь, Манижа и GONE.Fludd перерабатывают пластик в видео о кроссовках Stan Smith
Новости, Новости — 10 апреля, 12:37
Тайванец смог достать со дна озера телефон. Ему помогла засуха
Новости, Новости — 9 апреля, 21:53
Комик переделал заставку Pokémon с помощью стоковых видео
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 9 апреля, 20:37
Умер рэпер DMX
Кино — 9 апреля, 19:37
Зинаида Пронченко о фильме «Отец» с Энтони Хопкинсом
Новости, Новости — 9 апреля, 17:44
Cream Soda сделала ремикс на песню «Вино» группы «Хлеб». Теперь под нее не хочется плакать
Образ жизни — 9 апреля, 15:23
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Жизневский, Лагерфельд и дубляж игр
Герои — 9 апреля, 13:37
Тапки-батоны, самые длинные кроссы в мире и MONEYSUTRA. Интервью с Томми Кэшем
Новости, Новости — 8 апреля, 22:35
Вышла короткометражка о жизни животных, на которых тестируют косметику. Главного героя озвучил Тайка Вайтити
Герои — 8 апреля, 22:16
Волна, доска, тикток. Интервью с чемпионом мира по серфингу Итало Феррейрой
Бизнес — 8 апреля, 20:14
Как устроена индустрия бизнес-коучинга. Интервью с Радиславом Гандапасом
Новости, Новости — 8 апреля, 17:11
Lil Nas X создал видеоигру Twerk Hero. Там нужно тверкать и получать очки
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)