Обзоры, Кино — 27 октября, 19:43

10 документальных фильмов о трансперсонах: картины о визионерах, активистах и обыкновенных людях

В продолжение к тексту о гендерно-неконформных и трансрежиссерах кинокритик Михаил Захаров подготовил для SRSLY материал, посвященный документальным фильмам о трансперсонах. 

Примечание автора: в игровом кино транс-опыт зачастую мифологизируется, репрезентируется ошибочно и эксплуатируется ради сенсационности и премий во время наградного сезона. В большинстве игровых фильмов трансперсонажей исполняют цисгендерные актеры и актрисы, хотя в последние годы и наметилась тенденция на кастинг трансперсон на роли трансперсонажей («Мандарин» Шона Бейкера и «Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио, сериалы «Поза», «Работа над собой» и другие). По этим причинам я выбрал негромкие документальные работы, которые намеренно избегают сенсационности и отображают транс-опыт тактично и максимально приближенно к правде.

«Шлюхи на Дэйви» (Hookers on Davie) реж. Дженис Коул и Холли Дейл (1984)


Картина, которую называют духовной предшественницей знаменитого фильма Дженни Ливингстон «Париж горит» (1990), повествует о работе цис- и трансгендерных проституток в районе Дэйви города Ванкувер. На протяжении ленты одна из центральных героинь, трансгендерная проститутка Мишель, рассказывает о том, почему занимается секс-работой, и об опасностях, сопряженных с ней, а в финале выступает одной из организаторок протеста против криминализации проституции — первого в истории Канады.



«Мальчики из Синдзюку» (Shinjuku Boys) реж. Ким Лонджинотто и Джейно Уильямс (1995)



Фильм, снятый британскими режиссерками Ким Лонджинотто и Джейно Уильямс в Токио, запечатлевает несколько дней из жизни так называемых «оннабе» (японский вариант американского слова wannabe — «подражатель». — Прим. SRSLY) — трансмужчин, работающих в клубе New Marylin с исключительно женской клиентурой. Оннабе служат для женщин эскортами: развлекают их, исполняют для них песни и выслушивают проблемы, но стараются не вступать с ними в половую связь. Лонджинотто погружается в мир трех оннабе — Гейша, Казуки и Тацу, — обсуждая с ними самоидентификацию, непонимание со стороны родителей и взаимоотношения с клиентками и собственными партнершами.



«Южный комфорт» (Southern Comfort) реж. Кейт Дэвис (2001)



В фильме зафиксирован последний год из жизни Роберта Идса — трансмужчины, живущего в деревенской местности на юге Америки, которому диагностируют рак яичников. Врачи отказывают Идсу в лечении, боясь навредить собственной репутации, а к тому моменту, когда он все-таки его получает, рак достигает терминальной стадии. В последние месяцы жизни Роберта сопровождают как биологические родственники, так и новая семья,  обретенная благодаря ежегодному съезду трансперсон «Южный комфорт»: двое молодых трансмужчин Максвелл и Кэс, ставших его «сыновьями», и партнерша Лола.


«Лоренца: портрет художницы» (Lorenza — Portrait of an Artist) реж. Майкл Сталберг (2008)


Короткометражка о немецкой мультимедийной художнице чилийского происхождения Лоренце Бёттнер, потерявшей в детстве обе руки вследствие несчастного случая с высоковольтными проводами и научившейся осуществлять все действия с помощью ног и рта. Бёттнер занималась танцем, перформансом, живописью, фотографией и стрит-артом, а также сама шила для себя одежду и наделила безрукое транстело сексуальной и политической агентностью. Ее незаслуженно забытое творчество было переоткрыто квир-теоретиком, транс-активистом и куратором испанского происхождения Полем Беатрис Пресьядо, который представил выставку работ Бёттнер в рамках 14-й «Документы» в Касселе. 


«Баллада о Дженезис и Леди Джей» (The Ballad of Genesis and Lady Jaye) Мари Луазье (2011)


Фильм прослеживает историю любви культового индастриал-музыканта Дженезис Пи-Орридж и их музы Жаклин Браер, также известной как Леди Джей, от знакомства в нью-йоркском БДСМ-подземелье до радикального эксперимента, получившего название «Проект Пандрогин»: с помощью пластической хирургии Пи-Орридж и Браер слились в единое целое, став максимально похожими друг на друга. Визуальное решение фильма Мари Луазье, снятого на 16 мм камеру «Болекс», пародирует домашнюю кинохронику и отличается обилием формальных экспериментов.


«Превращение» (Turning) Чарльза Этласа (2012)


Видеохудожник Чарльз Этлас, поставивший для чембер-поп-группы Antony and the Johnsons мультимедийное концертное шоу под названием «Превращение», путешествует вместе с группой в европейском турне. Во время каждого шоу на платформе в центре сцены вращаются тринадцать цис- и трансгендерных женщин разных рас и возрастов — икон, вдохновивших солистку группы, певицу и авторку песен Энони. Этлас и Энони берут интимные интервью у каждой из женщин (диджейки Хани Дижон, художницы перформанса и модели Элайзы Дуглас, художницы Кембры Пфалер и других), собирая их истории и формируя пронзительный портрет многоликой женственности.


«Еще чуток, мрази» Мадины Мустафиной (2013)


Редчайший пример фильма о трансперсоне, снятого на русском языке. Действие происходит в Казахстане: выпускница школы Марины Разбежкиной Мадина Мустафина сопровождает главную героиню Женю во время трансперехода. Лента показывает нам два лица Жени: нормативный мир гетеросексуальных вечеринок с укорененным представлениями о том, как должна себя вести женщина, и эйфорическую вселенную гей-клубов, дрэг-шоу и пьянок с подругами, где стереотипов не существует.


«Это я» (This is Me) Риза Эрнста (2015)


Мини-сериал, снятый режиссером Ризом Эрнстом в качестве документального сопровождения игрового сериала Джилл Солоуэй «Очевидное». В каждом из пяти небольших эпизодов, в общей сложности длящихся полчаса, герои обсуждают друг с другом интернализованную трансфобию, эволюцию гражданских прав транслюдей, сложности бытового характера, гендерно-нейтральный язык и насилие по отношению к транслюдям. 


«Квиркор: как панки совершили революцию» (Queercore: How to Punk a Revolution) Йони Лейзера (2017)


Фильм о недолго просуществовавшем, но оказавшем огромное влияние на фем- и квир-культуру движении «квиркор», провозвестниками которого стали канадские радикальные режиссеры Дж. Б. Джонс и Брюс ЛяБрюс; впоследствии его знамя было подхвачено американской квир-тусовкой в Сан-Франциско. Режиссер Йони Лейзер берет интервью у икон движения, в том числе трансмузыкантов Джастин Вивиан Бонд, Сайласа Говарда и Линна Бридлава (экс-фронтмена панк-группы Tribe 8, в которой также играл Говард). 



«Смерть и жизнь Марши П. Джонсон» (The Death and Life of Marsha P. Johnson) Дэвида Фрэнса (2017)


Вскоре после своего выхода нетфликсовский фильм об активистке Марше П. Джонсон, внесшей неоценимый вклад в стоунволлские бунты и формирование движения за права транслюдей, оказался в эпицентре скандала: режиссерка Турмалин обвинила создателя фильма Дэвида Фрэнса в том, что тот украл у нее идею фильма, а также полученные в ходе изысканий материалы. Расследование признало Франса невиновным, однако решение о том, стоит смотреть фильм или нет, зритель/ница должен/на принимать на свое усмотрение. Картина предлагает вместе с транс-активисткой и правозащитницей Викторией Круз докопаться до правды об истинных причинах трагической смерти Джонсон в 1992 году и знакомит нас с подробностями биографии этой жизнерадостной и неординарной личности, а также ее близкой подруги — легендарной активистки Сильвии Риверы.


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 15:39, 1 декабря 2020
По колено в мемах. Интервью с Максом +100500
Новости, Новости — 1 декабря, 15:39
У SQWOZ BAB вышел альбом рингтонов. Подписчики сами решат, какой отрывок превратить в полноценный трек
Новости, Новости — 1 декабря, 14:11
Вакуумные банки на лице и умывание килькой: Роман Каграманов и Стас просто класс в Comment Out
Новости, Новости — 1 декабря, 13:47
У Карины Кросс вышел трек «Поколение». На него сняли первый музыкальный клип в тиктоке
Новости, Новости — 1 декабря, 11:00
Лолита записала кавер на Cadillac, да еще и с хором на бэк-вокале
Новости, Новости — 1 декабря, 09:58
Ру снова грустит и тоскует по Джулс в трейлере бонусного эпизода «Эйфории»
Популярная темаПопулярно
Кино — 30 ноября, 22:58
Русские в Таллине на фестивале «Темные ночи». Рецензия на «Вмешательство» Ксении Зуевой
Новости, Новости — 30 ноября, 15:13
Картину Бэнкси продали за 125 тысяч фунтов стерлингов. На ней — герои «Криминального чтива» с бананами вместо пушек
Герои — 30 ноября, 13:45
Тикток для всех. Интервью с бабой Галей, которая стала тиктокершей в 70 лет
Новости — 30 ноября, 22:25
Обучение как открытие себя. Почему стоит заниматься саморазвитием
Бизнес — 30 ноября, 17:26
Как стать российским Уорреном Баффетом: объясняем на пальцах и голливудских фильмах про биржу
Новости — 3 ноября, 15:43
Профессия — дизайнер. В чем ее плюсы, какие есть направления и где поучиться
Новости, Новости — 30 ноября, 13:35
MIA BOYKA и SQWOZ BAB поменялись хитами. Они перепели «Пикачу» и «Ауф»
Новости, Новости — 30 ноября, 12:36
Посмотрите трейлер новогоднего эпизода «Доктора Кто». Он выйдет 1 января
Музыка — 30 ноября, 10:28
Новое в музыке за неделю: Майли Сайрус, Шарлот, Feduk, «Каста»
Бизнес — 29 ноября, 23:45
2020 год и рекламные интеграции у блогеров. Что изменилось?
Кино — 29 ноября, 20:18
Сериалы недели: «Доктор Преображенский», «Бортпроводница», «Родком», «Спасенные звонком», «Что случилось в Рождество?», «Черный нарцисс»
Новости, Новости — 29 ноября, 18:24
В 89% случаев люди берут телефон в руки без повода. Это доказали ученые
Новости, Новости — 29 ноября, 18:00
По аудиозаписи со Стэном Ли сняли мультфильм
Новости, Новости — 29 ноября, 13:09
У ManuKian Twins дебютный трек BBy Go
Кино — 28 ноября, 23:39
Дэвид Финчер против американской мечты. Рецензия на фильм «Манк»
Кино — 28 ноября, 18:55
Кино недели: «Страна грез», «Фассбиндер»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 28 ноября, 17:23
Послушайте рождественский альбом Sabrina Claudio — Christmas Blues
Новости, Новости — 28 ноября, 14:45
Появилось приложение Neatsy. Оно автоматически определяет размер обуви
Новости, Новости — 28 ноября, 12:49
У Balenciaga новый дроп. Без кошек и собак не обошлось
Новости, Новости — 28 ноября, 11:07
Джаз, поп и французский шансон в одном флаконе: премьера альбома Yet Another Kito Jempere Album
Образ жизни — 28 ноября, 09:23
Любимец публики. Обзор PlayStation 5
Образ жизни — 27 ноября, 21:15
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Майли Сайрус, Джон Малэйни и Россия-матушка
Новости, Новости — 27 ноября, 19:05
Андрей Звягинцев в подкасте оператора «Побега из Шоушенка». Собрали самое интересное из этого разговора
Музыка — 27 ноября, 14:58
Десять номинантов на Grammy 2021, за которых стоит болеть несмотря ни на что. Выбор Бориса Барабанова
Новости, Новости — 27 ноября, 14:52
Алена Швец оценила песни тиктокеров в шоу «Петя любит выпить». Ей не понравилось
Доктор Преображенский
(1 сезон)
Город на холме
(2 сезон)
Эмили в Париже
(2 сезон)
8
Ход королевы
(1 сезон)
Псих
(1 сезон)
Дом с прислугой
(2 сезон)
6
Отыграть назад
(1 сезон)
Ведьмак
(2 сезон)