Интервью, Герои — 3 июня 2020, 20:00

О сотрудничестве с «Эрмитажем», черном пиаре и печенегах. Интервью с главным редактором журнала «Дилетант» Виталием Дымарским

Текст:
Ольга Родина
Ежемесячный исторический журнал «Дилетант» — это детище двух главных редакторов, Алексея Венедиктова («Эхо Москвы») и Виталия Дымарского («Эхо Петербурга»). Много лет назад они думали на тему того, как подавать историю так, чтобы это было не занудно, а интересно. И в итоге придумали. Первый номер «Дилетанта», где примерно 40 процентов контента составляли картинки, вышел в январе 2012 года. С тех пор у журнала появились постоянные читатели, поклонники и даже хейтеры. Пару лет назад обложка «Дилетанта» с карикатурой на Сталина и Гитлера гуляла по всем федеральным каналам. Многие негодовали, ведь на карикатуре была изображена свадьба двух этих исторических личностей. 

В интервью SRSLY Виталий Дымарский поделился своим мнением по поводу того, почему в XXI веке школьники плохо знают историю, а также рассказал про работу печатного журнала в эпоху диджитала. 
Виталий Наумович, банальный вопрос: вы всегда любили историю?

Нет, я был обычным «середняком» в отношении исторических знаний. В какой-то степени меня заразил историей Алексей Венедиктов. В 90-е годы я работал во Франции собкором известного российского информагентства, а Венедиктов часто туда приезжал как франкофил и франкофон. Параллельно я писал в другие СМИ. Например, фактически был собкором радиостанции «Эхо Москвы». Понятное дело, что с Алексеем Алексеевичем мы много общались — и не только по работе. Венедиктов, в прошлом учитель истории, скупал французские исторические журналы в невероятном количестве. Чтобы вы понимали масштаб исторической периодики во Франции, скажу, что только в 90-е (не знаю, как сегодня) там насчитывалось порядка 30-40 разных изданий для любого возраста. До сих пор считаю, что во Франции лучшие журналы по красоте и оформлению, особенно для детей. 

Именно тогда у нас с Алексеем Алексеевичем возникла мечта издавать такой же журнал, только на русском языке. Но реализовать ее мы смогли лишь много лет спустя — первый номер «Дилетанта» вышел в январе 2012 года.


Кто придумал название?

Я. Ну как придумал? Просто сидели и вслух произносили разные слова и словосочетания. И у меня вырвалось: «Дилетант». «О!» — сказали все. А уже позже мы узнали, что с итальянского «делитантэ» переводится как «развлекать». Мне показалось, что такое название будет отражать наш дилетантский подход к делу. Еще раз повторю: я не историк, а журналист. И «Дилетант» дает историю чисто по-журналистски. 



Интересно и понятно всем!

Да. Мы используем очень много инфографики, благодаря которой доносим информацию до нашей аудитории на минимуме печатного пространства. Мои студенты (я преподаю в МГИМО) часто выступают в роли фокус-группы, и им нравится такая подача, они ее воспринимают. Естественно, у ребят бывают замечания, которые тоже интересно послушать. Я очень хорошо запомнил одного молодого человека года три назад. Дело в том, что периодически даю студентам задание — придумать проект нового СМИ. И тот парень придумал журнал, состоящий только лишь из инфографики. До сих пор удивлен, почему такое издание еще не появилось.

Тенденция современного мира такова, что объем информации, а также скорость ее подачи очень велики, потому широкой читательской аудитории проще воспринимать небольшие тексты или ту же инфографику, чем читать научный или псевдонаучный текст на 15-20 страниц. Чем больше информации поместишь в как можно меньший объем, тем эффективнее. Сегодня это так — нравится это кому-то или нет! Опять же, цели у всех разные. Я не призываю этим заниматься академиков-историков. У них другая миссия. А мы в журнале установили условное соотношение текста и иллюстраций — 60 на 40 процентов.

С другом и коллегой Алексеем Венедиктовым на «Дилетантских чтениях», которые регулярно проводит журнал
Алексей Алексеевич и Виталий Наумович в молодости //Архив Алексея Венедиктова


У вас очень качественные иллюстрации. Где заказываете?

Какие-то фотографии и репродукции выкупаем у музеев, с некоторыми из которых налажены двусторонние отношения, чем я очень горжусь. Например, директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский сам предложил сотрудничать. Где-то даже есть фотография, когда в присутствии друзей музея (различные спонсоры, Рокфеллеры и так далее) мы с Михаилом Борисовичем подписываем соглашение о сотрудничестве между, представьте себе, знаменитым государственным музеем и журналом «Дилетант». 

А вообще, сейчас много всего можно найти в свободном доступе. Вот недавно мы открыли для себя архивы Национальной библиотеки. Поиском картинок занимаются бильды. Также у нас есть замечательный художник, который рисует комиксы. Мир изменился, и подача информации тоже. Была, правда, одна студентка, которая убеждала меня, что семь раз перечитала «Войну и мир». Но я верю с трудом, сейчас даже один раз это трудно сделать. Времени нет! 

В 2019 году глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что больше трети российских школьников плохо знают отечественную историю и путаются даже в самых известных событиях. Как думаете, с чем это связано?

Дело в том, что у нас формальный подход к изучению истории. В таком-то году произошло то-то — это и называется знание истории. Помню, однажды рассказывал студентам что-то по поводу даты 4 ноября (День народного единства), когда поляки были изгнаны из Москвы войсками под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Для многих это непонятный праздник. А я веду второй курс и иногда не учитываю, что ребята еще, по сути, совсем маленькие: родились в начале 2000-х. И вот я им так спокойно говорю, что 4 ноября — это такая не очень умелая, на мой взгляд, замена другой даты — 7 ноября. Они на меня смотрят и не понимают, о чем это я. Спрашиваю, знают ли они, что было 7 ноября. В ответ — тишина. А это, на самом деле, великий советский праздник — День Октябрьской революции. И тогда я задумался: это что, незнание истории? А почему они должны знать эту дату? То, что революция была, они в курсе, но так ли необходимы им подробности? Тут еще надо объяснять, почему 7 ноября, а революция Октябрьская, и произошла она 25 октября... Просто советская власть прибавила 13 дней, когда переходила на новый стиль исчисления времени.

Я считаю, что нужно не столько знать историю по датам, как ее преподают в школах, сколько необходимо понимать ее. У нас ведь никогда не преподают параллельно отечественную и западную истории, а это давало бы понимание, что, условно, в то время когда у нас Иван Грозный на кол всех сажал, в Европе уже университеты открывались. И почему мы, считая Россию европейской страной, во многом от Европы отличаемся. 

Вообще, параллельная история — это очень интересная тема. Если составить своего рода таймлайн, то очень многое в голове встанет на места.  

У вас интересная подача материалов. Благодаря вам, я с удивлением узнала, что королева Виктория в немыслимых количествах поглощала пирожные и другие продукты… Кто придумывает темы?

Вы сейчас говорите про сайт «Дилетант» (diletant.media). Это вторая площадка проекта. Ею занимаются наши более молодые коллеги, а мы делаем только журнал и стараемся быть актуальными настолько, насколько это возможно в формате ежемесячного издания. На данный момент трудимся над выпуском, который выйдет в июле. Что касается выбора тем, то надо сказать спасибо нашей власти и лично Владимиру Владимировичу за то, что они выступают в роли наших креативных директоров и все время поставляют темы.

Вы сейчас про печенегов хотите сказать?

Владимир Владимирович очень любит историю. Она для него служит инструментом политики. Да, следующий номер будет посвящен печенегам и половцам.


Недавно вышел журнал, в котором рассказана история эпидемий, но это уже обстоятельства жизни нам подсказали. Предыдущий выпуск у нас был очень хороший — нескромно заявляю я. Поскольку он вышел накануне 9 мая, мы сделали двойной номер — «75-летие Победы: 75 вопросов о войне». Вопросы придумывали не сами, в соцсетях предложили это сделать читателям. В первые же сутки получили более 2000 вопросов! Из них отобрали 75 наиболее интересных. У каждого вопроса был свой автор, который получал короткий ответ. Казалось бы, 75 лет прошло, а в истории войны полно белых пятен. Взять, например, фигуру Иосифа Сталина: он то великий менеджер, то преступник.

Или тот же Пакт Молотова и Риббентропа о ненападении между Германией и Советским Союзом. Сначала стыдились секретных протоколов в нему и вообще отрицали существование, затем назвали документ преступным, а теперь говорят, что это дипломатический успех... Такая у нас история войны. После чего нам заявляют, что нельзя пересматривать историю, что это ревизионизм.



Помню обложку «Дилетанта» со Сталиным в свадебном платье и Гитлером в роли жениха… Кто-то даже отказался тот журнал продавать. Об этом в своем инстаграме писал Алексей Венедиктов.

Тот номер был посвящен как раз Пакту Молотова и Риббентропа. В качестве обложки мы использовали известную карикатуру (мы ее лишь раскрасили), которая впервые была опубликована еще в 1939 году в журнале Washington Star. Ее автор — художник Клиффорд Берримен. Да, два книжных магазина отказались продавать журнал, о чем потом пожалели, потому что лишили себя заработка. Спасибо нашим оппонентам, которые устраивали целые шабаши, по телевидению в том числе, после чего нам пришлось допечатать два или три дополнительных тиража.

Черный пиар — тоже пиар.

Конечно. Поэтому благодарим за бесплатную рекламу. Эта обложка гуляла по всем федеральным каналам. Пусть ее там поругивали, осуждали — это не важно. Правда, этот пиар мы не заказывали.

У вас большая команда?

Совсем нет. У нас даже офиса нет. Мы все сидим по домам и даже по разным городам. В Петербурге я нашел хорошего историка Максима Кузахметова. Также вместе с ним мы ведем историческую программу «Все так+» на радиостанции «Эхо Москвы»: рассказываем о династии Романовых. Максим — главный редактор петербургского издания газеты «Московский комсомолец». Он страстный любитель истории и, как выяснилось, большой сторонник подачи материалов на западный манер — то, что мы видели с Венедиктовым в 90-е годы во Франции. Поэтому мы с Максимом быстро сошлись во взглядах. Он со своими авторами делает треть журнала (32 страницы). Остальные две трети поделены между мной и еще двумя редакторами. Еще есть корректор на договоре и человек (ответсек и выпускающий в одном лице), который также находится на связи с версткой.



Каков возраст вашей читательской аудитории?

Как-то даже фокус-группы проводили, правда, это было давно. Но я все равно примерно догадываюсь, какая у нас аудитория, по тем же откликам знакомых. Мне звонили друзья и благодарили: «Спасибо! У меня ребенок начал что-то читать». Мы раньше писали на обложке: исторический журнал для всей семьи. На самом деле, история может быть развлекательной. Помните — «дилетантэ». Мальчики же любят играть в солдатиков. А мы не только про Сталина и советскую историю рассказываем, стараемся охватить разные страны и эпохи. У нас и английские короли, и война Алой и Белой роз, и французская революция, и царь Ирод, и Цезарь — кого только не было. 

Но тут важно понять одну вещь: для меня и Венедиктова «Дилетант» — это не бизнес-проект. Это наше хобби, если хотите. Хотя, конечно, заинтересованы в том, чтобы журнал сам себя окупал.

Но реклама же есть?

Есть. Причем это стало совершенной неожиданностью для многих, включая тех инвесторов, которые отказались с нами сотрудничать. Они были уверены, что мы сошли с ума, мол: кто в эпоху интернета выпускает бумажный журнал? Но мы их победили. Причем сами не ожидали, что так хорошо все получится. Мы в конце концов вышли в ноль. Но опять повторю: мы делаем журнал не ради денег, а в свое удовольствие. Цена номера начинается от 110 рублей.

Кстати, Виталий Наумович, как вы относитесь к гаджетам и социальным сетям?

Как к жизни. Это наше сегодня и наше завтра. Я своим студентам говорю, что соцсети — это фактически новая журналистика, которая, на мой взгляд, если не до конца, но во многом вытеснит классическую.



Кто из блогеров вам интересен?

На этот вопрос мне даже неудобно отвечать, и это вовсе не высокомерие по отношению к коллегам. Возможно, это связано с перенасыщенностью информацией. Я очень мало читаю кого-то и смотрю. Максимум, что сейчас потребляю, — телеграм-каналы. Подписан на такие, как «Незыгарь», Mash, «Ротонда», на Алексея Венедиктова — куда деваться. Очень много смотрю каналов с фотографиями, в том числе для того, чтобы отбирать интересные для журнала. Хотя понимаю, что политические телеграм-каналы — специфическое явление, и надо понимать, кто и что стоит за каждым из них. 

Сейчас все с ума сходят по сериалам. Поделитесь своими предпочтениями.


В данный момент смотрю сериал «Фауда» про арабо-израильский конфликт. По совету детей несколько лет собирался посмотреть шведский детектив «Мост» и вот наконец сделал это. Увлекательно. Еще «Шторм» понравился. В планах — сериал с дурацким названием «Мир! Дружба! Жвачка!». Потом у меня есть старый знакомый Борис Берман, очень хороший кинокритик. Он часто публикует личные рекомендации в фейсбуке, я его вкусу доверяю. 

У вас почти 5000 друзей на фейсбуке. Всех знаете?

Нет, в этом плане я плохой «фейсбучный» друг. Просто добавляю в друзья всех, кто просит, и почти ничего не публикую — времени нет. Хотя понимаю, что этот формат можно использовать эффективнее, в том числе для продвижения журнала. 



Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Личный архив
Ольга Родина

Меня зовут Ольга Родина. Я работаю журналистом 13 лет. До прихода на SRSLY почти девять лет отработала в проекте «СтарХит» Андрея Малахова. Последняя должность – креативный редактор в журнале.

«СтарХит» стал для меня серьезной школой. Это не только интервью со звездами и светские вечеринки, но и сложные расследования, долгие уговоры, трудные визы… Иногда (довольно часто) приходилось придумывать инфоповоды самостоятельно. Кроме интервью с артистами, съемок и эксклюзивных новостей, частично занималась beauty-рубриками. Провела пять сезонов общероссийского проекта «Худеем со "СтарХитом"», где вместе со знаменитостями стройнели обычные люди – читатели журнала. Придумала и разработала проект «На выпускной – с Егором Кридом», когда среди школьниц со всей России выбирали счастливицу, которую певец отведет на бал.

До звезд писала обо всем на свете: ездила в ночлежку к бомжам, когда там поставили избирательную урну, залезала под землю с диггерами, снимала сюжеты про душевнобольных (когда работала на телевидении). В общем, гламуром там и не пахло…

В проекте SRSLY я заняла должность редактора эксклюзивов и спецпроектов. За мной закреплена рубрика «Герои». Кто они такие? В первую очередь это интересные и думающие люди (артисты, блогеры, режиссеры, художники, предприниматели, изобретатели, путешественники…) со своей собственной позицией и оригинальным взглядом на мир. Думаю, что данное определение будет наиболее толерантным.

Читайте также
Герои — 16:56, 29 июля 2021
Приключения, аттракционы, любовь. Интервью с Эмили Блант и Дуэйном Джонсоном
Новости, Новости — 29 июля, 16:56
Премьеру байопика о Мэрилин Монро с Аной де Армас перенесли на 2022 год
Новости, Новости — 29 июля, 16:18
Собственное кафе и ютьюб-хаус в Турции: Катя Конасова дала интервью Пете Плоскову
Новости, Новости — 29 июля, 15:41
У Aviasales теперь есть свой подкаст. Там рассказывают о путешествиях в СССР и современной России
Музыка — 29 июля, 00:25
Как мы выжили этим летом. Борис Барабанов о новом EP Земфиры
Новости, Новости — 28 июля, 23:59
Катя Клэп объяснила, почему у нее нет менеджера, в подкасте Сергея Мезенцева
Новости, Новости — 28 июля, 22:20
На съемки шоу «Что было дальше?» теперь можно попасть только при наличии QR-кода
Герои — 28 июля, 21:52
Гайды, вебинары и собственный бизнес. Блогеры-миллионники о том, на чем зарабатывают
Новости, Новости — 28 июля, 19:56
Лисса Авеми и Саша Стоун обсудили тренд на мужской маникюр в новом выпуске шоу «ДаДа — НетНет»
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 28 июля, 17:30
«Холостяк» с Джараховым, чужая свадьба и «Я в моменте»: вышла финальная серия «Блогеров и дорог» Насти Ивлеевой
Герои — 28 июля, 17:05
О рыцарских романах, говорящих лисах и пьянках допоздна. Интервью с Дэвидом Лоури и Девом Пателем
Новости, Новости — 28 июля, 16:04
Макс Климток сравнил Dream Team House и Why Not House и объяснил, где ему было лучше
Новости, Новости — 28 июля, 15:27
Аня Покров считает, что в тикток-хаусах сложно жить. Блогерша объяснила почему
Новости, Новости — 28 июля, 12:13
Forbes опубликовал рейтинг самых успешных российских звезд. В него попали Милохин, Прусикин и Slava Marlow
Новости, Новости — 28 июля, 10:57
Выручка Gucci выросла на 86% во втором квартале 2021-го — до 2,31 млрд евро
Кино — 28 июля, 01:44
Сериалы недели: «Тед Лассо», «Властелины вселенной: Откровение», «Тернер и Хуч» и другие
Новости, Новости — 27 июля, 23:34
Артур Бабич и Хабиб проверили, кто лучше знает мемы, в шоу «Мем-батл»
Новости, Новости — 27 июля, 22:07
Instagram сделает аккаунты пользователей до 16 лет приватными
Образ жизни — 27 июля, 20:44
Департамент правды и кролик-самурай. Обзор лучших комиксов San Diego Comic-Con
Все звёзды и инфлюенсеры
Музыка — 27 июля, 15:43
Новое в музыке за неделю: Монатик, James Blake, Сюзанна, Lil Nas X и Глеб Калюжный
Герои — 27 июля, 14:45
Карманный революционер. Борис Барабанов поговорил с Николаем Комягиным из Shortparis
Новости, Новости — 27 июля, 14:25
Джиган выпустил трек «На чиле» по мотивам одноименного мема. На фитах Крид, OG Buda и Soda Luv
Новости, Новости — 27 июля, 13:48
Влад Бумага рассказал о переезде в Москву и съемках в кино в новом выпуске «А4 на детекторе лжи»
Новости, Новости — 27 июля, 13:11
Зомби-телепузики и кровожадный Микки Маус: тиктокер создает 3D-хорроры с известными персонажами
Герои — 27 июля, 12:18
Глянец и онлайн, шоу «Узнать за 10 секунд» и злобные комментаторы. Интервью с главным редактором «Афиши Daily» Трифоном Бебутовым
Новости, Новости — 27 июля, 11:32
В Санкт-Петербурге откроются фуд-корты
Новости, Новости — 27 июля, 10:51
Появился сайт, похожий на страничку «Википедии». Он меняется, когда читатель моргает
Кино — 26 июля, 23:28
Парадоксы любви. Рецензия на фильм «Кто-то кого-то полюбит»
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)