Как показывает практика, далеко не каждый после того, как отсидел свое за школьной партой, возьмется читать русскую классическую литературу. И тем не менее в мире некоторые российские авторы пользуются особой популярностью, что в очередной раз доказало издательство Penguin Books, о котором рассказало издание The Daily Telegraph.
В издательстве подсчитали, что за последние несколько лет британцы стали гораздо чаще покупать книги Федора Михайловича Достоевского: продажи его произведений увеличились на 177% за последние шесть лет. Достоевский и раньше был востребованным автором в Великобритании, однако только сейчас ему удалось обогнать таких писателей, как Джейн Остин, Ивлин Во и Чарльз Диккенс, добравшись до четвертого места в топе самых популярных авторов классической литературы.
Чем объясняется такой резкий рост интереса к творчеству Достоевского? Те, кто хорошо знаком с работами Федора Михайловича, хорошо представляют себе общее настроение, царящее на страницах романов. По мнению сотрудников издательства, это настроение очень подходит читателям в эпоху пандемии: британцев привлекает пессимистичность и мрачность произведений Достоевского. Более того, некоторые увидели в писателе «пророка».
«Читателей романов Достоевского не удивят глобальные события последних лет. Это все по-достоевски», — говорит автор литературной биографии Достоевского «Грешник и святой» Кевин Бирмингем. Если это действительно так, то самое время достать с полки «Братьев Карамазовых» или «Подростка» и пуститься в путешествие по литературному миру Достоевского, чтобы перестать удивляться тому, что происходит в мире.
О мрачном тоне произведений Достоевского также говорили в одном из специальных выпусков программы Галины Юзефович, в котором принимали участие писатель Евгений Водолазкин и актер Геннадий Смирнов. В том же эпизоде, кстати, Юзефович отметила, что, по подсчетам ВВС, в Великобритании Достоевский впервые опередил по популярности Льва Толстого (да и не только его, как мы теперь знаем). Участники беседы пришли к выводу, что таким образом европейское общество делегирует Достоевскому озвучивание того, что неприятно говорить, и того, что оно не может произнести самостоятельно. В реалиях современного мира читатели ассоциируют себя с героями Достоевского, с людьми в процессе перелома.