Обзоры, Кино — 23 июня, 18:46

Гид по фестивалю «ДОКер-2021»: «Портрет», «Война Раи Синицыной» и другие

С 18 по 27 июня в Москве проходит VII международный фестиваль документального кино «Докер». Организаторы позиционируют его как проект, сконцентрированный на авторском сегменте и показывающий самую разношерстную кинодокументалистику: от научно-популярных блокбастеров до экспериментальных и нестандартных форм. Достаточно окинуть беглым взглядом программу, чтобы понять: перед нами авторские работы от малоизвестных авторов, погруженные в наиболее актуальную проблематику.

Фестиваль впечатляет своим размахом. В основной конкурс традиционно входят две программы: 11 полнометражных фильмов и 15 коротких метров. Параллельно показывают работы из трех специальных конкурсов: фильмы, посвященные информационным технологиям, — Let iT DOK; программа для семейного просмотра — DOKerKids; а также программа о психическом здоровье с дальнейшей дискуссией психологов — «ДОК Терапия». В основном полнометражном конкурсе представлена российская картина Владимира Головнева «Дальний план».

Фильм открытия: «Портрет» (Portrayal), реж. Билли Минтц

Мировая премьера на крупнейшем в Северной Америке фестивале неигрового кино HotDocs

Семейный детектив, исследующий моральные границы современного искусства. Юношу из Канады Романа Лапшина с детства терзала недосказанность или своего рода тайна, которая витала вокруг пропавших произведений его дедушки — никому не известного, эмигрировавшего из СССР израильского художника. С наивными представлениями об искусстве Роман отправляется разыскать большую часть художественного наследия, чтобы «восстановить семейную гордость и наладить духовную поколенческую связь». Сентиментальная история вдруг обретает остросюжетную форму, режиссер Минтц отказывается от сухого формата «говорящих голов» и берет на вооружение структуру и формальные приемы игрового кино.


Роман Лапшин выступает в этой истории скорее агентом-проводником, а закадровым главным героем является его дедушка-художник, ведь судьба маленького забытого человека увлекательнее и податливей для художественной обработки. Любопытной ленту делает прямая авторская интервенция в пространство фильма и судьбу Романа — таким образом, кино не просто рассказывает, документирует и перечисляет события, а непосредственно создает их.


«Грязные птахи» (Dirty Feathers), реж. Карлос Альфонсо Корраль

Участник Берлинале2021

Американская картина, в которой единственное возможное окрашивание — это черно-белый цвет. Карлос Альфонсо Корраль выбрал в качестве места действия пограничный город с Мексикой — уже напрашиваются политические антитрампистские коннотации. К счастью, фильм не ограничивается одним смысловым блоком, куда важнее исследование статуса героев, через которых говорит сам режиссер. Они — бездомные с общественной периферии, имеющие разного рода зависимости. Таким образом, выбранная цветокоррекция фильма материализует основную проблематику: все еще существуют два мира и важно выслушать тех людей, которые находятся по ту сторону привычного благополучия.


Визуальная работа располагает зрителя к тому, чтобы фильм понравился, задел, прочувствовался, в ней ощущается поэтическое измерение. Границы документального кино в очередной раз поставлены под большой вопрос. Невольно напрашивается сравнение с недавней художественной картиной «Земля кочевников», но с визуальной точки зрения оно не до конца справедливо. У режиссера «Грязных птах» кадр не размашист, ему не нужны умиротворяющие ландшафты, все в точности наоборот — его кадр заполнен людьми с трагическими судьбами, тревожность о завтрашнем дне передается посредством крупных планов лиц героев.


«Дальний план» (Long Shot), реж. Владимир Головнев

Российская премьера

Кто из современных жителей мегаполисов следит за небольшими городками и поселками? А там, если верить работе Головнева, постепенно, шатко-валко, но происходит ренессанс массовой кинокультуры. Дело в том, что с 2015 года в отдаленных точках страны (Омская область, Коми и других) открываются современные культурные центры с 3D-оборудованием. Картина получилась публицистического толка — и это хорошо. Поскольку режиссерские попытки придать ткани фильма поэтичности, художественности скорее выглядят неубедительно, зато с информационной точки зрения подобные работы важны и в чем-то продуктивны.

Во всех трех новеллах уделяется особое внимание спасительной силе кинематографа, и при просмотре сложно отделаться от мысли, какой бы она банальной ни была, что это во многом действительно так. Перед глазами конкретные физические референты — люди, которые спаслись от прозябания при помощи любимого дела. Однако эта картина не оголтелая ода кинематографу, Головнев не стесняется добавить социальной остроты и задаться вопросом: что важнее — новая больница или кинотеатр с трехмерным изображением условного Джона Уика?


«Война Раи Синицыной» (The War of Raya Sinitsyina), реж. Ефим Грабой

Приз за лучшую режиссуру и операторскую работу на МКФ DocAviv. Премия Израильской ассоциации документального кино в номинациях «Лучшая операторская работа» и «Лучший дебют года»

Молодой режиссер бережно и чутко снимает 94-летнюю блокадницу Раю, ветерана войны. История Раисы соткана из повседневных фрагментов: вместе с друзьями она поет песни в израильском клубе ветеранов; обсуждает с дочерью на кухне объективность памяти о войне и понятие «правды»; или же тихим голосом пересказывает свою жизнь, в которой после десятого класса ей пришлось идти на войну. 


Пафос документальной картины, конечно, ставит под сомнение торжественный и героический дискурс, который сложился вокруг праздника Дня Победы. Аккуратная, спрашивающая разрешения на съемку камера преследует гуманистическую и глубоко личную цель — помочь Раисе вернуться в молодые годы, ощутить жизненную силу, подобную вечно тянущемуся к солнечному свету подсолнуху.


«Ранчо» (Rancho), реж. Педро Сперони

Участник Международного независимого кинофестиваля в Буэнос-Айресе BAFICI

Латиноамериканская колония строго режима, которая больше напоминает взрослый лагерь со свободным передвижением. Три истории: маскулинный боксер открывает спортивный клуб; молодые люди находят причину поговорить о будущем; один парень, рефлексирующий над убийством своего отчима. 


Режиссер Сперони обходит стороной традиционную репрезентацию тюрьмы, в которой нам предлагают познакомиться с заключенными через безопасное стекло и телефонный разговор-интервью. Режиссер, если угодно, сам становится заключенным, разделяя бытовое пространство (камеру) изолированных от общественности людей. Путь, который предлагает Сперони, не оригинален, но любопытен: чтобы преодолеть изоляцию, нужно воспользоваться ею и конвертировать в свободу, это и пытаются осуществить главные герои документальной работы.


Что еще?

«Ее мамы» (Her Mothers), реж. Азия Дер, Сари Харагоникс


Нетрадиционная венгерская семья удочеряет румынскую девочку во время радикализации политического климата в Венгрии. Удастся ли идеологии правого политического крыла проникнуть к ним, когда их жизнь расстраивается от размолвок?


«Мамонт» (Holgut), реж. Лисбет Де Солер


Бескрайняя сибирская глушь. Крестьянские мальчики охотятся на северного оленя, в то время как ученый разыскивает останки мамонта, пригодные для клонирования.


«Между огнем и водой» (Between Fire and Water), реж. Вивиана Гомез Эчеверри


Камилло — единственный темнокожий житель поселения. Претерпевание расистских издевательств вынуждает его вернуться к корням. Он находит афроколумбийскую общину, в которой живут его биологические родители. Как изменится идентичность Камилло после знакомства с чужой культурой?


«Новая смена» (A New Shift), реж. Йиндржих Андрш


Томас 25 лет проработал в угольной шахте, а когда она закрылась из-за общего спада добычи угля, получил предложение освоить профессию программиста. Томас принимает вызов и кардинально меняет свою жизнь.


«Принц мечты» (Prince of Dreams), реж. Джессика Неттельбладт


Эрик родился девочкой, но всегда чувствовал себя чужим в своем теле. В восемнадцать лет он начал процесс смены пола. Фильм снимался на протяжении десяти лет, и когда Эрику исполнилось 27, он начал паломничество на край света.


«Скитания. История Рохинджа» (Wandering, a Rohingya Story), реж. Мелани Кэрриэр, Оливье Хиггинс


Кризис в лагере беженцев Кутупалонг. Более 700 тыс. мусульман-рохинджа бежали из Мьянмы в Бангладеш в 2017 году, чтобы спастись от геноцида и спрятаться. Удастся ли им вернуться к нормальной жизни?


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 00:25, 29 июля 2021
Глянец и онлайн, шоу «Узнать за 10 секунд» и злобные комментаторы. Интервью с главным редактором «Афиши Daily» Трифоном Бебутовым
Музыка — 29 июля, 00:25
Как мы выжили этим летом. Борис Барабанов о новом EP Земфиры
Герои — 28 июля, 21:52
Гайды, вебинары и собственный бизнес. Блогеры-миллионники о том, на чем зарабатывают
Новости, Новости — 28 июля, 19:56
Лисса Авеми и Саша Стоун обсудили тренд на мужской маникюр в новом выпуске шоу «ДаДа — НетНет»
Новости, Новости — 28 июля, 17:30
«Холостяк» с Джараховым, чужая свадьба и «Я в моменте»: вышла финальная серия «Блогеров и дорог» Насти Ивлеевой
Герои — 28 июля, 17:05
О рыцарских романах, говорящих лисах и пьянках допоздна. Интервью с Дэвидом Лоури и Девом Пателем
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 28 июля, 16:04
Макс Климток сравнил Dream Team House и Why Not House и объяснил, где ему было лучше
Новости, Новости — 28 июля, 15:27
Аня Покров считает, что в тикток-хаусах сложно жить. Блогерша объяснила почему
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 28 июля, 12:13
Forbes опубликовал рейтинг самых успешных российских звезд. В него попали Милохин, Прусикин и Slava Marlow
Новости, Новости — 28 июля, 10:57
Выручка Gucci выросла на 86% во втором квартале 2021-го — до 2,31 млрд евро
Кино — 28 июля, 01:44
Сериалы недели: «Тед Лассо», «Властелины вселенной: Откровение», «Тернер и Хуч» и другие
Новости, Новости — 27 июля, 23:34
Артур Бабич и Хабиб проверили, кто лучше знает мемы, в шоу «Мем-батл»
Новости, Новости — 27 июля, 22:07
Instagram сделает аккаунты пользователей до 16 лет приватными
Образ жизни — 27 июля, 20:44
Департамент правды и кролик-самурай. Обзор лучших комиксов San Diego Comic-Con
Музыка — 27 июля, 15:43
Новое в музыке за неделю: Монатик, James Blake, Сюзанна, Lil Nas X и Глеб Калюжный
Герои — 27 июля, 14:45
Карманный революционер. Борис Барабанов поговорил с Николаем Комягиным из Shortparis
Новости, Новости — 27 июля, 14:25
Джиган выпустил трек «На чиле» по мотивам одноименного мема. На фитах Крид, OG Buda и Soda Luv
Новости, Новости — 27 июля, 13:48
Влад Бумага рассказал о переезде в Москву и съемках в кино в новом выпуске «А4 на детекторе лжи»
Новости, Новости — 27 июля, 13:11
Зомби-телепузики и кровожадный Микки Маус: тиктокер создает 3D-хорроры с известными персонажами
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 27 июля, 11:32
В Санкт-Петербурге откроются фуд-корты
Новости, Новости — 27 июля, 10:51
Появился сайт, похожий на страничку «Википедии». Он меняется, когда читатель моргает
Кино — 26 июля, 23:28
Парадоксы любви. Рецензия на фильм «Кто-то кого-то полюбит»
Новости, Новости — 26 июля, 21:27
В «Кухне на районе» теперь можно заказать маффин с кожурой банана и сумку для многоразовых бутылок
Новости, Новости — 26 июля, 19:03
Новое место в Москве: французская кондитерская NIQA на Тверском бульваре
Новости, Новости — 26 июля, 17:49
Полина Ланс ушла из Sweet House
Новости, Новости — 26 июля, 15:37
Даня Милохин завел еще один аккаунт в тиктоке. Там он публикует контент со съемок «Блогеров и дорог»
Герои — 26 июля, 14:40
На пару слов: интервью с Самарой Уивинг
Новости, Новости — 26 июля, 13:21
Первую серию 33-го сезона «Симпсонов» снимут в стиле мюзикла
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)