Беатрис живет с родителями и маленькой дочерью в небольшом городке на севере Нидерландов. На местных болотах рядом с их домом археологи обнаруживают множество хорошо сохранившихся мумий женщин с перерезанными по вертикали глотками. Все они умерли в разные столетия, но в одном возрасте. Вскоре один из археологов проникает в дом Беатрис и покушается на ее мать. Пытаясь разобраться в случившемся, девушка выясняет, что ее семье угрожает древнее проклятье.
«Молох» — первый полнометражный фильм режиссера Нико ван ден Бринка. Режиссер получил известность на международных фестивалях, его короткометражные фильмы были тепло приняты критиками. Главные роли исполнили Салли Хармсен, которая может быть знакома отечественному зрителю по фильму «Бегущий по лезвию 2049», и Александр Виллауме, снявшийся в сериале «Убийство» (с которого начался интерес к скандинавским детективам).
В конце XIX века рабочие, копавшие торф недалеко от нидерландской деревни Иде, нашли удивительно хорошо сохранившиеся останки молодой женщины, родившейся в I веке н.э. Похожие «болотные тела» периодически находили в разных частях Европы. Появление этих мумий до сих пор остается загадкой, по одной из версий несчастные стали жертвами ритуальных жертвоприношений. Эту загадку решил обыграть в своем фильме режиссер, добавив народные легенды и суеверия, которыми нас пугали в детстве.
Действие фильма разворачиваются в маленьком городке на болотистой местности, где даже солнечные дни выглядят пасмурными, что погружает зрителей в мрачную атмосферу происходящего. Героиня Салли Хармсен вынуждена вернуться в отчий дом со своей дочерью. Ее карьера скрипачки переживает кризис после смерти мужа, а личная жизнь не клеится, ведь местные жители считают, что на ее семье лежит проклятье. У Беатрис появляется надежда, когда в город приезжают археологи во главе с Йонасом (Александр Виллауме). Йонас не верит в проклятия, с ним Беатрис могла бы начать новую жизнь. Но проклятие существует, и оно никого так просто не отпустит.
С самого начала нам дают понять, что главных героев не ждет ничего хорошего. И чем дальше продвигается сюжет, тем ближе подходят герои к неминуемой катастрофе. Режиссер не оставляет никакой лазейки для снятия проклятия. Но ведь ни Беатрис, ни ее мать или дочь ничего не нарушали. Наблюдать за этой несправедливостью, за бессилием главной героини перед неизбежным — гораздо интереснее и, возможно, страшнее, чем за клишированными сверхъестественными угрозами.
«Молох» не относится к привычным нам фильмам ужасов. Он не стремится напугать зрителя типичными скримерами и сюжетными поворотами. Вместо этого режиссер медленно нагнетает обстановку, погружая в состояние безысходности. Фильм не отличается остросюжетностью, по стилю повествования он похож на скандинавские триллеры и детективы: осторожно вводит зрителя в суть происходящего, дозировано подает новую информацию, попутно знакомя с окружением главной героини и ее взаимоотношениями с другими персонажами. Фильм больше похож на мистический триллер с элементами драмы и детектива. Любителям более динамичных историй он может показаться скучным: по-настоящему пугающих сцен здесь не так много, создатели уделяют больше внимания драматической составляющей истории, отношениям между героями.
Может показаться, что «Молох» — это очередной европейский слоубернер в духе фестивального кино, где создатели долго нагнетают атмосферу, чтобы в конце обескуражить зрителя какой-нибудь заумной дичью, понятной лишь самим создателям и кинокритикам. Вместо этого нам показывают современную страшную сказку для взрослых с понятной и запоминающейся концовкой. В результате получился атмосферный и оригинальный европейский хоррор, который держит в напряжении, но не заставляет подпрыгивать за каждым поворотом.