Фильмы Леонида Гайдая — отдельный вид жанра комедии, который невозможно не любить. Они бессмертны и актуальны даже сейчас. Шутки и сюжеты — на все времена, а цитатами до сих пор можно вести диалоги.
После успеха «Операции “Ы”» не было сомнений, что комедия требует продолжения. Так, в 1966 году Леонид Гайдай («Иван Васильевич меняет профессию», «Спортлото-82», «Не может быть!») выпустил сиквел — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Правда, без сложностей не обошлось. Режиссеру пришлось внести множество правок, чтобы пройти цензуру, но комедия все равно вышла в свет и произвела настоящий фурор у зрителей. После выхода комедии она имела невероятный успех с первого же дня проката — чтобы попасть на фильм, люди пораньше уходили с работы, брали «больничные», организовывали походы в кино целыми коллективами.
Правда, сам Гайдай, считал, что «Операция «Ы» опустошила его, а Шурик и троица Трус, Балбес и Бывалый исчерпали себя. Но вот сценаристы Яков Костюковский («Бриллиантовая рука», «Неисправимый лгун», «Ни пуха, ни пера») и Морис Слободской («С бору по сосенке», «Женский монастырь», «Совершенно серьезно») были другого мнения. Поэтому до премьеры «Операции “Ы”» сценаристы начали придумывать новые приключения для Шурика.
Но тут возникла новая роблема: Трус, Балбес и Бывалый, точнее, их исполнители, не хотели вновь браться за работу, да и актеры не испытывали друг к другу теплых чувств. Но Гайдай их все-таки уговорил. Так, режиссер придумал «выплачивать» актерам по две бутылки шампанского за каждую придуманную во время съемок шутку. Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин — всего одну.
В центре сюжета комедии оказывается студент Шурик (Александр Демьяненко), который отправился в этнографическую экспедицию на Кавказ. Именно здесь он встретил симпатичную студентку пединститута Нину (Наталья Варлей), которая приехала погостить к родственникам и попала в неприятную историю. В мыслях Шурик уже сделал ей предложение, но не тут-то было. Нину похищают самым бессовестным образом посреди бела дня.
Похитителем оказывается никто иной как родной дядя Нины — Джабраил (Фрунзик Мкртчян), который решил насильно выдать девушку замуж за партийного функционера Саахова (Владимир Этуш). Наивный и добродушный Шурик не может оставить Нину в беде, поэтому ввязывается в очередную опасную авантюру. Но без помощи ему не удастся осуществить свой план, поэтому Шурик заручается поддержкой друга и готовит операцию под названием — «Кавказская пленница».
На роль Нины претендовало порядка 500 девушек. Пробовались Анастасия Вертинская, Жанна Болотова, Наталья Селезнева, Лариса Голубкина, Наталья Кустинская, Раиса Недашковская... Но никто не мог убедить Гайдая, режиссер искал новое лицо. Потом, ассистентка вспомнила про молодую эквилибристку цирка Наталью Варлей («12 стульев», «Гостья из будущего», «Ваша тетя Люси»).
Девушка согласилась придти на пробы из любопытства и поразила всю съемочную группу своей легкостью, непосредственностью и раскрепощенностью. В итоге, роль Ниночки, из-за которой Шурик влип в неприятности, досталась именно ей. Для 19-летней циркачки это была дебютная роль в кино, после которой она проснулась знаменитой. Только вот, героиню Нину озвучивала Надежда Румянцева («Девчата», «Женатый холостяк», «Крепкий орешек»), а песню про медведей исполнила Аида Ведищева. Сама Наталья Варлей была разочарована, что в комедии ей не дали ни спеть, ни хотя бы сказать слова.
Роль скромного студента Шурика все также сыграл Александр Демьяненко («Зеленый фургон», «Журавль в небе...», «Иван Васильевич меняет профессию»). После этого персонажа актера было сложно представить в другом образе, но талант взял вверх, поэтому Александра можно увидеть во множестве других советских фильмах.
Веселую троицу вновь сыграли Георгий Вицин («Джентльмены удачи», «Старая, старая сказка», «Пока бьют часы»), Юрий Никулин («Чучело», «Двадцать дней без войны», «Старики-разбойники»), Евгений Моргунов («Семь стариков и одна девушка», «Три толстяка», «Дайте жалобную книгу»).
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» — нестареющая советская комедия, которую зрители пересматривают с удовольствием до сих пор. Фильм разлетелся на цитаты, а музыкальные фрагменты и шутки стали частью культурного кода Советского Союза и России. Несмотря на то, что в «Кавказской пленнице» показано похищение девушки с целью насильно выдать ее замуж, комедия не смотрится жестокой. Создатели смогли все обыграть так, что даже чиновники пропустили цензуру, хотя в принципе считали такой контент неприемлемым.
— Жить, как говорится, хорошо.
— А хорошо жить еще лучше!
— Могу я видеть прокурора?
— Можете. Где у нас прокурор?
— В шестой палате, где раньше Наполеон был.
Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса! Да отсохнет его карбюратор во веки веков!