Рецензии, Кино — 23 февраля 2021, 18:40

Сотри меня обратно. Рецензия на фильм «Необратимость. Полная Инверсия»

Стараниями дистрибьютора A-One 18 февраля в кинопрокат вышла «Необратимость. Полная инверсия» — перемонтированное в обратном (то есть последовательном) порядке альтернативое прочтение культового и скандального фильма, наделавшего шума в Каннах 19 лет назад. Режиссер Гаспар Ноэ демонстрирует, как с помощью монтажа не только меняется звучание истории, смещаются ее акценты и обретаются новые смыслы, но и обнажается трансформация самой современности и современника, сущностно инвертируются эпоха и ее дух.

Тем, кто не видел оригинальную «Необратимость» (2002), стоит знать лишь логлайн: женщина подверглась насилию, а двое мужчин — ее бывший и настоящий — бешено носятся по ночному, разлагающемуся, падшему Парижу в попытках найти виновного. Значение имел порядок нанизываемых событий — от «после» к «до», теперь пересобранный от «до» к «после». Работая над «Вечным светом» (2020), Ноэ решил ради эксперимента перемонтировать «Необратимость», сделав бонусом для Blu-Ray-издания фильма, над которым параллельно трудился. Результат, заключавшийся лишь в перемонтаже в другом порядке, без удаления сцен или диалогов, удивил его, завершившись премьерой альтернативной версии в Венеции. 

На перепутье миллениума зритель был увлечен реверсивной, сломанной наррацией. Разбирая целое на фрагменты, режиссеры предлагали ему интерактивность сотворца, собиравшего пазл, чтобы разгадать финальную загадку. К 2020 году дробное повествование давно перестало удивлять, став игрушкой, которую переросли, поставили на полку. На смену постмодерну, легко миновав метамодернизм, пришла «новая искренность», вестником которой стали сериалы и «простые истории», проживаемые вместе с героем последовательно, как с близким знакомым. Попытки взломать временную структуру отступили перед погружением в «поток», отпирающий закупоренную злым надрывом нулевых сердечную чакру. Современник сто раз привык к демонстрации насилия, но соскучился по простоте и чистоте человеческих правд, уникальности каждого отдельного пути, каждой отдельной судьбы, преломленных в сюжет.

#INSERT_ARTICLE#

Такой «перераскрываемой», отпирающей новый ракурс восприятия стала линия Алекс (Моника Беллуччи), которая превращается из безмолвной жертвы, девять минут подвергаемой жесткому насилию в знаменитом красном переходе, в женщину, которая мечтала, любила и жила, пока стечение обстоятельств не сыграло с ее реальностью злую шутку, срифмовавшись с ее снами, словами, мыслями. В оригинальной версии, двигаясь от конца к началу, зритель держал фокус на безумном, обсаженном до делириума Маркусе (Венсан Кассель), охваченном первобытной яростью мщения — как выяснялось уже потом, за свою искалеченную подругу. Его попутчик Пьер (Альбер Дюпонтель), свершавший не менее дикое насилие в самом начале, как персонаж постоянно ускользал из вида, высвечивая варварство Маркуса и пряча собственное темное, животное, «жуткое» за философскими рассуждениями классического интеллигента о беспочвенности мести, посредством обратного монтажа отстраняясь от своего поступка.

#INSERT_ARTICLE#

В новой версии Пьер «проявляется»: вырисовывается его характер, неугасшая, обросшая травмами любовная привязка к ушедшей от него Алекс (шуточные требования поведать подробности достижения оргазма «счастливой парой» полны внутренней непрожитой обиды, неотпущенной надежды). К финалу все отчетливее становится его мотивация размозжить голову предполагаемому насильнику (в оригинале могло теряться, «того» парня в итоге убили или нет). Пьер становится жертвой трагического преломления судьбы не менее (но и не более), чем Алекс. Степени сравнения «жертвенности» невозможны в этой дикой пляске смерти, вцепившей в свой вихрь случайных персонажей, как ребенок хватает песок в кулачок, а затем крошит в воздушное пространство. Нет никого виноватого, нет никого правого, нет жертв. Есть просто жизнь, бытие — и его саморазворачивание: круговерть райского зеленого газона; белый, стробоскопирующий шум.


Последовательный монтаж показывает это самораскрытие жизни кристальнее, чем логика обратного повествования, отматывавшая время назад и обнажавшая события, насыщая простую историю древнегреческим трагизмом. Теперь, как и сам Ноэ признает, это просто «драма». Когда зритель нулевых узнавал, что изувеченная Алекс, оказывается, была беременна, — это звучало как иерихонские трубы, созывая набатом к отмщению великому несправедливому Фатуму, поднимая вопросы поистине самой теодицеи, злого Божества. Увидев историю в естественном развитии, зритель понимает, что мстить некому и нечему. Мщение происходит в первую очередь самому себе. Ответы на вопросы даются самому себе. Реальность и ирреальность утрачивают границы, что из них что формирует — неясно. 

Алекс, читающая книгу об экспериментах со временем, видит во сне красный тоннель, расколовшийся надвое, и провозглашает сон вещим, подразумевая свою беременность. Она говорит Пьеру: главное не удовольствие партнера, а свое собственное (подразумевая, что из него и идет обмен удовольствиями). Но то, что она подразумевает, оказывается ложным — а реальность программируется из произнесенных слов. Изнасилование в тоннеле предстает смелой подавленной фантазией подсознания Пьера, вожделеющего сквозь долгие годы неудач наконец довести до оргазма «холодную» Алекс, превратившись в рычащего зверя (соперника Маркуса он постоянно сравнивает с приматом). Во время сцены на заднем фоне появляется черная линчевская фигура, замершая и повернувшая назад. Случайный испугавшийся прохожий? Или ужаснувшийся своим грезам Пьер, выходящий с вечеринки уже измененным, будто чувствующим наперед? Реальность сформирована, и ответственность за случившееся он, минуя инфантильного Маркуса, возьмет на себя.

#INSERT_ARTICLE#

Как и тогда, актуален визуальный язык Ноэ, не литератора, но кинематографиста. Камера — скачущая, переворачивающаяся, взмывающая и ниспадающая, одухотворенная и беспристрастная — проживает эмоции в реальном времени. Паническое вспышечное бегство по коридорам адского «Ректума», таящего в своих подвальных норах многоразовое насилие «на заказ». Остановившееся время «насильно» насилуемой — раз и навсегда — женщины, которой в лицо, замерев, смотрит камера-необратимость. Танцующее время влюбленных, просыпающихся в уютной квартире, над кроватью которых висит плакат кубриковской «Космической Одиссеи», тоже рассуждавшей о времени и его вопросах. 

Вселенские ли масштабы принимают эти вопросы или частные, доведенные до «бедной» событийной линии, не столь важно. Проснулся, улыбнулся, поехал на вечеринку, умер. Все бессмысленно, все наполнено смыслом. «Время все разрушает», «Время все обнажает». Послесловия поменялись, но они друг от друга не сильно отстоят. Время милостиво, время абьюзивно. Жизнь — это ты и партнеры, ты и твое порождаемое. Сборы на вечеринку перед входом в тоннель. За ним — мерцающий в пустоте стробоскоп либо зеленый газон резвящихся детей. И так без конца, что вперед, что назад.

… В «Инверсии» вырезана коротенькая сцена, где Алекс безмятежно дремлет на нерасправленной постели: одна, после парка, не раздеваясь,  на груди с загадочной, так поразившей ее книгой о парадоксах времени. Она избыточна в новой, последовательной, структуре, но именно в этот момент героиня словно разламывает и размыкает структуру времени, оставаясь в ней вечной посреди тысяч жизней и тысяч эпох. Ради этого 25-го кадра, косвенно отвечающего на вопрос с другого прикроватного плаката: What’s Love?, точно стоит смотреть обе версии подряд. Как и советует делать Ноэ, всегда за эросом и танатосом эфемерной пыльцой подмешивающий любовь в космос, а космос — в любовь.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Интервью — 19:42, 21 апреля 2024
Кураж из Кукисвумчорра. 13 быстрых вопросов Илье Куручу
Новости, Новости — 21 апреля, 19:42
Меланхолия в танце: электропоп-дуэт NEMIGA дропнул новый альбом «Алые закаты»
Кино — 21 апреля, 16:33
«Нельзя же работать без удовольствия, правильно?» Интервью с актрисой Марией Лисовой
Новости, Новости — 20 апреля, 22:19
Mirele, Наша Таня и «Элли на маковом поле» выступят на благотворительном фестивале «Антон тут рядом»
Образ жизни — 20 апреля, 14:18
Эстетика рококо, дикая амазонка и творческие поиски: новые дропы от Walk of Shame, Сestrx, Totti и других брендов
Кино — 18 апреля, 09:29
Девочка из завтра. Актриса Даша Верещагина — о роли Алисы Селезневой, работе с Константином Хабенским и дирижировании
Кино — 16 апреля, 20:12
Вы хотите поговорить об этом? 7 проектов с Зигмундом Фрейдом, где он помогает вампирам, принцессам и Биллу с Тедом
Новости, Новости — 16 апреля, 10:01
«Суббота!» перезапускает культовое реалити «Обыск и свидание». Ведущими станут Илья Куруч и Вика Чума
Новости, Новости — 15 апреля, 18:03
Началась разработка сериала про Владимира Маяковского и Лилю Брик
Новости, Новости — 15 апреля, 16:02
Уилл Смит исполнил трек Men in Black на фестивале Coachella
Новости, Новости — 15 апреля, 14:00
«Эксмо» выпускает «Жить жизнь» — роман, который лег в основу сериала START
Новости, Новости — 15 апреля, 12:34
«Оставленные» и «Американское чтиво»: объявлены победители премии Гильдии сценаристов США
Новости, Новости — 15 апреля, 11:00
В Telegram появился редактор для создания стикеров
Кино — 14 апреля, 12:56
О восприятии искусства, Брэйди Корбете и сериале «Наследники». Интервью с актрисой Стэйси Мартин
Новости, Новости — 12 апреля, 18:02
Амура представила сингл «Нравится». Он про любовь, похожую на сон
Новости, Новости — 12 апреля, 16:03
Спецагенты в городе и конструктор собственной жизни: яркие новинки от ARNY PRAHT, Present & Simple, A Secret Knowledge и UNiiZE
Музыка — 12 апреля, 14:21
«Переменился ветер в парусах». SRSLY-анкета Леши Доронина из группы «шалый»
Новости, Новости — 12 апреля, 14:05
TERRY и Slame записали фит No Love
Новости, Новости — 12 апреля, 12:04
Музыкальные эксперименты и обретение самоценности: Наша Таня выпустила альбом ECLECTICA
Новости, Новости — 12 апреля, 10:02
В WhatsApp появится функция предпросмотра статусов пользователей
Новости, Новости — 11 апреля, 18:01
Вышел геймплейный трейлер Streets of Rogue 2
Новости, Новости — 11 апреля, 16:06
Клава Кока, Валя Карнавал и Тося Чайкина: VK Fest объявил лайнап
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 11 апреля, 14:04
Вышел трейлер ремейка «Не говори никому». В главной роли — Джеймс МакЭвой
Музыка — 11 апреля, 12:17
Проводник света в мир. Интервью с артисткой Polina Offline
Новости, Новости — 11 апреля, 12:09
Баттл, такса и плюшевое сердце: Антоха МС выпустил клип на трек «Ритм сердца»
Новости, Новости — 11 апреля, 10:33
Инсайдер: iPhone 16 Plus выйдет сразу в семи цветах
Новости, Новости — 10 апреля, 18:01
Feduk, Сироткин и Тося Чайкина выступят на «это лето фестивале» в саду «Эрмитаж»
Новости, Новости — 10 апреля, 16:06
Подключение к нейросети, понимание контекста беседы и режим «Про»: «Яндекс» представил «Алису» нового поколения
Новости, Новости — 10 апреля, 14:03
Вышел первый тизер-трейлер сериала «Калимба» с Федором Бондарчуком и Аленой Михайловой
Новости, Новости — 10 апреля, 12:01
Финалисты «Простора» от VK сняли клипы для Мэйби Бэйби и SODA LUV
Новости, Новости — 10 апреля, 10:21
Леди Гага и Хоакин Феникс в трейлере второго «Джокера»
5.3
Фоллаут
(1 сезон)
7.7
Май, декабрь
7
Природа любви
7.1
Стальная хватка
6.5
По Фрейду
5.1
Halo
(1 сезон)
8.2
Бриджертоны
(4 сезон)
7.5
Рипли
(1 сезон)