Виталий, ты стал первым российским гонщиком «Формулы-1». Как попал туда?
Все начиналось с Выборга, где родился. Тренировались на автодроме с папой. Отец видел, что у меня неплохо получается. В итоге нашли тренера, команду. Начали выезжать на соревнования в Санкт-Петербург, Великий Новгород на автомобиле ВАЗ-2108, его еще называли «восьмеркой». В 2003 году была попытка отправиться заграницу и выступать там, но не все получилось, как хотели. Вернулись в Россию. 2005 год стал знаковым в карьере, так как мы с командой получили титул двукратных чемпионов России в разных гоночных сериях. И снова выехали за рубеж, где я впоследствии принял участие в Чемпионате «Формула-3000» и занял третье место. Затем последовала «Формула-2», а после нее и «Формулой-1».
Чем отличаются «формульные» машины от обычных?
Самое главное отличие — прижимная сила. Формульный автомобиль проходит повороты в три раза быстрее, чем обычный, выигрывая на круге порядка 30 секунд.
Ты лично на какой скорости ездил?
Пару лет назад принимал участие в старейшей из ныне существующих автомобильных гонок на выносливость «24 часа Ле-Мана». Удалось развить скорость 351 км/ч. Пожалуй, эта самая высокая цифра в моей карьере.
Кстати, с чего начинают карьеру гонщика?
Карьеру гонщика начинают с картинга — это как первый класс в обычной школе, где знакомятся с автоспортом.
С какой периодичностью проходят соревнования?
У каждой гоночной серии свой календарь. Если говорить только про F1, то у них очень много соревнований по всему миру — 21 гоночный уик-энд. Все происходит следующим образом: пилоты приезжают во вторник-среду, с четверга начинается активность на трассе, проходят тренировки, в субботу — квалификация, а в воскресенье — сами соревнования. Практически круглый год команда находится в работе. Отпуск бывает один-два раза в год.
В истории чемпионата было всего пять женщин, которые участвовали хотя бы в одном Гран-При. И вот уже больше 20 лет гонщиц не выпускают на главную трассу. Почему?
Если говорить открыто и честно, то пока женщины не могут в полной мере справляться с перегрузками и скоростью. Мужчины более расположены к данному виду спорта.
Какое у тебя образование? Всегда хотел быть пилотом?
Высшее управленческое. Сейчас снова учусь, получаю второе высшее. Как только папа посадил за руль, то глаза сразу загорелись. А после первых соревнований сомнений не осталось — только автоспорт!
Получается, что все случилось по инициативе отца?
Безусловно, папа сыграл главную роль в моей жизни. Но на меня никто не давил, дали выбрать занятие по душе. До этого пробовал многое, в детстве ходил в разные секции: дзюдо, тхэквондо, бокс, футбол, теннис. Но автомобили увлекали больше всего. Спасибо отцу, что сумел разглядеть способности и я развивался уже только в этом направлении. Собрали команду для выступлений сначала на российских стартах, а затем уже и на международной арене.
Вернемся к «Формуле-1»… Правда, что перед каждым этапом инженеры «перепрошивают» авто?
«Формульную» машину разбирают несколько раз за уик-энд. Это делается для проверки деталей на неисправность. Кроме того, регулярно доставляют различные новинки для улучшения болида.
Насколько сложнее управлять гоночным автомобилем, чем обычным?
Это невероятно трудно. Нужно иметь чувство скорости, уметь проходить повороты. Очень много нюансов. Необходимо чувствовать машину на все 100%.
Знаю, что многие твои коллеги коллекционируют машины. У тебя какие слабости?
Люблю двигатели, как, наверное, любой гонщик. Нравятся водные мотоциклы, снегоходы.
А в обычной жизни на чем передвигаешься?
Я дружу с Mercedes-Benz, поэтому могу выбрать любую их машину. Сейчас у меня Mercedes E63 AMG.
С кем из мировых гонщиков ты знаком? Может, с Михаэлем Шумахером?
Конечно. Раньше проходили благотворительные футбольные матчи в разных странах: пилоты выступали против звезд футбола, баскетбола... Мы с Михаэлем состояли в одной команде. Общались во время гоночного уик-энда. С ним всегда было легко. Даже не ожидал, что такой великий человек будет так просто себя вести. Очень надеюсь, что ему станет лучше (в 2013 году Михаэль Шумахер получил серьезную травму головы, сейчас о его состоянии известно немного. — Прим. SRSLY).
Твоя девушка Дарья сразу прониклась гоночным миром?
Вообще нет. Ей было очень тяжело в первые годы. Гонки — далеко не ее тема. Сейчас она иногда летает со мной на соревнования.
На сегодняшний день ты участвуешь в программе SMP Racing, которая помогает развивать российский автоспорт. Что можешь сказать о ней?
SMP Racing — это программа развития автоспорта в России, помогающая гонщикам выходить на мировой уровень. У нас есть несколько пилотов, которые в этом сезоне будут выступать в самых высоких гоночных сериях — круче только F1. Также есть благотворительные заезды на картинге, где каждый ребенок может поучаствовать и получить хорошие призы. Можно сказать, что SMP Racing возрождает весь автоспорт в нашей стране.
Кого-то тренируешь?
Психологически поддерживал и помогал Роберту Шварцману из Санкт-Петербурга. В 2019-м он выиграл «Формулу-3», в этом году поедет на «Формулу-2».
Почему люди уходят из «Формулы-1»?
Очень важно, какая у тебя команда. Спонсорам неинтересно, когда ты ездишь в третьем дивизионе, почти не появляешься в трансляции, не поднимаешься на подиум, не зарабатываешь очки. Они начинают искать более успешных пилотов. F1 очень коварна. Может прийти пилот с большими финансами, и с тобой разорвут контракт уже на следующий сезон.
То есть спонсорская поддержка очень важна?
Без нее никуда не продвинешься. Даже чтобы выступать в чемпионате по детскому картингу, нужно платить ежегодный членский взнос — минимум 250 тысяч евро в год. В «Формуле-2» сумма варьируется от одного до двух миллионов евро за одного пилота. И ты либо выделяешь средства из собственного кармана, либо находишь спонсоров, которые наклеивают свой логотип на твой болид. На содержание и ремонт того же болида необходимы сотни тысяч евро. Впрочем, суммы определяет уже сама команда. Везде они разные.
А до какого возраста пилоты обычно ездят?
В «Формуле-1» можно принимать участие до 40-45 лет, просто с годами реакция пропадает. Но есть масса других соревнований: те же ралли-марафон «Дакар» и «24 часа Ле-Мана».
Ты бы хотел вернуться в «Формулу-1»?
Если бы предложили, то да.